1. Гении
  2. Фото: Альберт ЭйнштейнВо второй половине XX века он стал эталоном научного гения. Это странно. Науки бывают разные; некоторые натуралисты совершили крупные открытия сразу в нескольких из них, создавали новые научные направления. А Эйнштейн был физиком и никакими другими областями знаний, например науками о…
  3. Фото: СТАЛИН(1879-1953) С его именем связаны почти все величайшие свершения Советского Союза в XX веке. Они тем более впечатляющи, если учесть, что ко времени его правления страна пережила мировую войну и последующую разруху. А затем за 15 лет произошел невиданный в истории…
  1. Гении
  2. Фото: Альберт ЭйнштейнВо второй половине XX века он стал эталоном научного гения. Это странно. Науки бывают разные; некоторые натуралисты совершили крупные открытия сразу в нескольких из них, создавали новые научные направления. А Эйнштейн был физиком и никакими другими областями знаний, например науками о…
  3. Фото: СТАЛИН(1879-1953) С его именем связаны почти все величайшие свершения Советского Союза в XX веке. Они тем более впечатляющи, если учесть, что ко времени его правления страна пережила мировую войну и последующую разруху. А затем за 15 лет произошел невиданный в истории…
  4. Фото: Лев Николаевич ТОЛСТОЙ(1828-1910) Лев Николаевич Толстой родился в поместье Ясная Поляна (Тульская губерния). В 3 года лишился матери, в 9 лет - отца. Получив хорошее домашнее образование, поступил в Казанский университет, но через три года оставил его, разочаровавшись в казенном обучении. Поступив на…
  5. Фото: ТИЦИАН(ок. 1477 или 1487-1576) "Есть семейства растений, отдельные виды которых так близки друг другу, что сходство здесь превосходит различие: таковы художники Венеции, не только четверо знаменитых - Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе, но и другие, менее известные... Что бросается в глаза -…
  6. Фото: ПЛАТОН(427-347 до н.э.) Его имя - одно из наиболее прославленных в истории не только философии, но и человечества. Родился он в Афинах в аристократической семье, получив имя Аристокл (прозвище Платон, от греческого "платус", крупный, широкий, дал ему Сократ за широкий лоб).…
  7. Фото: НЬЮТОН(1643-1727) Исаак Ньютон родился в семье фермера в поселке Вулстроп (75 км от Кембриджа); отец умер до его рождения. Учился в городской школе, затем в Тринити-колледже Кембриджского университета, где позже преподавал. Ньютон постоянно и напряженно размышлял над строением мироздания, вел наблюдения,…
  8. Фото: Александр Суворов(1730-1800) Имя его стало поистине легендарным. Тем трудней разглядеть за легендарной фигурой, овеянной славой и усыпанной, как блестками, анекдотами, незаурядную личность гениального полководца. Александр, сын Василия Суворова, родился в Москве 30 ноября (12 декабря) 1730 года. Отца в ту пору отчислили…
  9. Фото: Аврелий АВГУСТИН(354-430) Аврелий Августин, причисленный к лику святых, родился в городе Тагаста (Северная Африка, Алжир) в семье небогатого римского чиновника. Мать, которую он горячо любил, была христианкой. Получив хорошее образование в риторской школе в Карфагене, Аврелий увлекся философией и... плотскими радостями. Однако…
  10. Фото: Рене Декарт(1596-1650) Он был не только философом, но и выдающимся ученым. Родился Рене Декарт (латинизированная форма Картезий) в городке Лаэ (Франция) в старинной дворянской семье, учился в иезуитском коллеже Ла-Флеш, где преподавание было очень квалифицированным. Там он всерьез заинтересовался науками и философией.…
  11. Фото: КОПЕРНИК(1473-1543) Отношение человека к природе и Богу определяется не только личными симпатиями, знаниями и незнанием, но и общественным мнением, традициями, а также уровнем развития философии и науки. Чем значительней становились в конце Средневековья достижения науки и техники, не говоря уж о…
  12. Фото: КАРЛ ВЕЛИКИЙ(742-814) Появление его империи, как всегда в истории, было предопределено (во всяком случае, при ретроспективном взгляде) делами по меньшей мере двух его предшественников. Первым был Карл Мартелл (ок. 688-741) - сын майордома (герцога) одной из трех крупных франкских провинций Автразии Пипина…
  13. Фото: БЕТХОВЕН(1770-1827) У Рихарда Вагнера есть рассказ-воспоминание "Паломничество к Бетховену". И действительно, для некоторых людей приобщение к музыке, а потому и к личности Бетховена сродни священнодействию. Он относится к числу тех гениев, сила и глубина творчества которого открываются не каждому. Людвиг ван…
  14. Фото: ПЕРИКЛ(ок. 495-429 до н.э.) Время правления этого государственного деятеля в Афинах называют "эпохой Перикла" - так много он сделал для процветания своего родного города и последующей славы. Родился он в аристократической семье. В молодости помог Эсхилу поставить трагедию "Персы". "Но самым…

Александр Николаевич Скрябин

Стихотворец и философ Вячеслав Иванов в 1917 году написал эссе "Скрябин и дух революции". Он подружился с композитором в последние два года его жизни, а вследствие этого его взгляд довольно убедителен: ...творчество Скрябина было решительным отрицанием предания, безусловным разрывом не только со всеми художественными навыками, заветами и запретами прошлого, но и со всем душевным строем, воспитавшим эти навыки, освятившим эти заветы. Разрывом с ветхою святыней было это разрушительное творчество - и неудержимым, неумолимым порывом в неведомые дотоле миры духа.

Об этом не спорят; но все ли с равным трепетом чувствуют, что эта музыка не только в титанических нагромождениях первозданных звуковых глыб, но и в своих тишайших и кристальнейших созвучиях проникнута странной, волшебной силой, под влиянием которой, мнится, слабеют и размыкаются прежние скрепы и атомические сцепления, непроницаемое становится разреженным и прозрачным, логическое - алогическим, последовательное - случайным, "распадается связь времен", как говорит Гамлет, - разведенное же ищет сложиться в новый порядок и сочетаться в иные средства?

Божество, вдохновлявшее Скрябина, прежде всего разоблачается как Разрушитель, Расторжитель, Высвободитель...

Всерьёз, сила Скрябина - свободомыслие. Во имя чего? Вот в чем задача. Решение музыкант дает в своем творчестве: во имя творчества, всеединства и соборности, где персона не теряется в массе, а объединяется с ней для высших целей. Не в разрушении, а в созидании переворотный дух Скрябина. Но великое сочинение предполагает и не поменьше грандиозный роковой шквал...

По известной уже нам закономерности, у многих великих музыкантов могучая сила творчества сочеталась с ничем не примечательной жизнью. Например, Игорь Глебов (композитор и искусствовед Борис Асафьев) свою книгу о нем начал так:

Жизнь его совсем не богата внешними событиями, а легенды о великих людях в наше время как будто бы не успевают сложиться. Родился Александр Николаевич в Москве в декабре 1871 г. Отец его юрист, потом консул, дед - военный, а мать - хорошая пианистка, через год с небольшим умершая за границей от чахотки. О влиянии родителей говорить не приходится, так как по смерти жены Николай Александрович Скрябин, отец композитора, редко виделся с сыном, служа по дипломатической части на Востоке (в Турции) и не часто приезжая в Россию.

Мальчик остался на ласковом попечении бабушки (по отцу) Елизаветы Ивановны и тетки Любови Александровны, души в нем не чаявших, но сумевших бережно и ласково оградить хрупкую духовную и физическую природу ребенка от преждевременных жизненных невзгод и вредных влияний. Влечение к музыке и особенно обожание рояля проявилось у Скрябина очень рано (уже в четырехлетнем возрасте). С пяти лет он по слуху играл и фантазировал на рояли. Не менее увлекался и театром, сочиняя трагедии и инсценируя их в подаренном ему детском складном театре.

Отданный на одиннадцатом году в Кадетский корпус, Скрябин довольно легко выдержал военное воспитание. Во вред оно ему не пошло, а скорее приучило к дисциплине. Корпус не помешал Скрябину заниматься музыкой, сочинять и постепенно приготовиться с помощью С.И. Танеева и Г.Э. Конюса в Консерваторию, которую он и кончил по классу рояля в 1892 году, а в 1898 был приглашен в нее профессором игры на фортепиано. Сочинение Скрябина уже в юный период его творчества отличались своеобразием и утонченностью гармонического и мелодического рисунка и прихотливо изысканным ритмом.

Не столь первые фортепианные произведения Скрябина отмечены подражанием Шопену. Это воздействие Скрябин преодолевал первоначально через Рихарда Вагнера и Ференца Листа, а вскорости проторил собственный личный стиль в музыке. Начиная с 1900 года он стал трудиться над крупными оркестровыми сочинениями, создав Первую и Вторую симфонии. Задумав "Божественную поэму", он уходит с должности профессора в Московской консерватории и, пользуясь меценатством М. Морозовой, в 1904 году отправляется в Швейцарию на 4 года, где завершает Третью симфонию ("Божественную поэму") и создает "Поэму Экстаза". Сейчас он обрел полную независимость, избавился от всех влияний. В этой поэме, - писал Асафьев, - свершилось подлинное освобождение духа Скрябина не в мыслях лишь, не в философских построениях, а на деле - в музыке, расширив в значительной мере сферу привычных соотношений звуков и добившись напряженнейшего подъема - нагнетания чувств и разрешения сего подъема в ослепительном сиянии солнечного луча: в полнозвучном ликовании всего оркестра

Следующей стала "Поэма Огня" - "Прометей" (1910), первоначальный эксперимент в мире не только в новых звучаний, но и цветомузыки. Следующей, завершающей долею трилогии должна была предстать "Мистерия", и музыкант взялся за "Предварительное действо", но так и не завершил его...

Творения его воспринимались чрезвычайно контрастно. Поэт Борис Пастернак, в юности мечтавший быть композитором, признавался: "Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина". А внушительный музыкант А.К. Лядов в частном письме дал волю своим впечатлениям: Ну уж и симфония! Это черт знает что такое!! Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу. Господи, да куда же делась музыка? Со всех концов, со всех щелей ползут декаденты. Помогите, святые угодники!! Караул!! Я избит, избит, как Дон Кихот пастухами... После Скрябина Вагнер превратился в грудного младенца со сладким лепетом. Кажется, сейчас с ума сойду. Куда бежать от такой музыки? Караул!

Как бы то ни было, такое положение в среде профессиональных музыкантов было, очевидно, исключением. И объясняется оно скорей только неожиданностью лавины "звукоэмоций", которую обрушил на слушателей Скрябин. Стержень чувств от этого Асафьев передал так:

"Мы знаем, что цветок расцветает, но мы не видим этого; мы знаем, что вращение миров рождает музыку сфер, но мы ее не слышим, не различаем среди шумов, замкнувшись в тесном кругу нам привычных звучаний; мы знаем, что мы сами растем, но не ощущаем этого процесса - кажется, мы ощущаем только разрушение и то, как мы умираем... И вдруг среди нас родится гений - человек, нам подобный, но и над нами властвующий, ибо он чародей, вещун. Он не хочет знать, как люди умирают (вспомни Чайковского!), он хочет знать (переживать), как и чем они живут, глубь их жизни, он хочет испытать это, хочет слышать музыку сфер, хочет ощутить процесс роста и оплодотворения...

Творчество немыслимо без любви, без желания передать, излить себя, изжить себя. Зерно творчества - акт оплодотворения, обсеменения. Творчество есть любовь, есть выделение накопленной жизненной энергии в мир, окружающий творца. Больше - творчество есть создание новых миров. Творчество есть благодеяние. Скрябин принимает на себя миссию пророка: он жаждет возвестить людям, чтобы они не боялись ни угроз судьбы, ни скорбей, ни горестей, что все - хорошо, что они будут счастливы. Скрябин дерзостно и смело говорит, что сам он так счастлив, так напоен счастьем, что может наделить им всех людей. И если счастье есть изымание духа из пределов "условной человечности", из оков "житейскости" и слияние с космосом, с истоками жизни - он имел право так говорить. Но чтобы внушить людям это, чтобы захватить их волю, их воображение и перенести их в иные области переживаний, он должен был создать новые миры в музыке..."

Скрябин безусловно же не стремился к новизне, подобно тому так называемым авангардистам. Он не хотел потрясти, ошеломить, взбаламутить почтеннейшую публику. Его творения абсолютно искренни, отражают его позицию к миру, человеку и творчеству. Ни о какой-нибудь социальной революции он не мечтал: очевидно подобные явления были вне его интересов.

Вячеслав Иванов писал о "демоне Скрябина", какой-либо "рушит вековые устои" под "знамением древнего Огненосца", Прометея. Но все-таки атлант Прометей, нарушив приказ Зевса, сорвал кандалы духовной неволи, оковывавшие людей, одарил их светом и жаром огня. Вот и Скрябин нес известие о мире ином, огонь которого присутствует в каждом, но как нередко крошечку теплится. Светозвучание его "Прометея" призвано было освещать души. Ибо весь Мир, все звезды, все люди воплощены в каждом из нас.

"Нет ничего, кроме моего сознания... - писал в своем дневнике Скрябин.. - Оно - господин вселенной". "Мир - есть результат моей деятельности, моего творчества, моего хотения (свободного)". И такое гордое сознание человека-творца он передавал людям, тем, кому дано это прочувствовать и понять. "Понять - значит пережить, - считал он, - понять - следовательно отождествиться с познаваемым". У Скрябина это сравнение - с космосом мироздания и микрокосмом души человеческой, которые для него едины.

По верному замечанию Асафьева, "в некотором смысле "Поэма Огня" Скрябина является продолжением и развитием грандиозного вдохновенного финала "Гибели Богов" Вагнера - потрясающего завершения глобальный трагедии, развернутой в "Кольце Нибелунга". Но там сила выступает как грозная удел, как судия и каратель богов, предавшихся людским страстям и похотям. У Скрябина же гордец людской Дух зажигает пламя мира и, презирая созданное не им, творит опять. У Вагнера пламя - разгром, смерть. У Скрябина - обновление, воссоздание. Подобный пожар в конце всего, как результат эволюции; тут - как начатие, исходная место, создание мира... Не природу и мир должен смягчить, а людской Дух приравнять Божеству, "остихиить" его, насытить творческой энергией космоса: в свободной творческой игре, в самом наслаждении творчеством он вынужден осознать себя и мир".

Остается только подумать: посчастливилось ли людям понять в свои души, в рассудок свое огонек Прометея? А может существовать, им оказался не не более ближе и подороже, но и исключительно нужен мирской огонь очага, жаркое огонь кузницы, доменной печи, ракеты? Да и многим ли судьба познать восторг творчества и почувствовать в себе прометеев пламя?

Может возникнуть, что это - судьба избранных. Не думаю, и вот отчего. Положено сводить счеты, возможно Скрябин творчеством своим проник в космические круги. Хотя прислушаемся к проницательным словам Вячеслава Иванова: Александр Николаевич Скрябин - "русский национальный композитор, представивший просторолюбивую стихию родной музыки в ее новом виде динамического перестроения и претворения в образы космической беспредельности, - аполитический живописец в жизни, кроткий анархист по своим безотчетным влечениям и по вражде к принудительному порядку, суду и насилию; демократ не один по целостной и чистосердечной проникнутости чувством всеобщего братства и трудового товарищества, но и по "глубочайшему и постоянному алканию соборности; магнат по изяществу природы и привычек... истый всечеловек, каким является, по Достоевскому, прямой русский, - и вместе пламенный патриот, по живому чувствованию своих духовных корней, по органической любви к складу и преданию русской жизни, по вере в наше национальное назначение, едва, по своему глубочайшему самосознанию, - самосознанию одного из творцов русской идеи...".

После этого - сноска на загадочную "русскую идею", которую до сего времени ищут мудрецы. А ее, существовать может, и нет совершенно в облике некой формулы-идеи. Она присутствует в музыке великих русских композиторов, в картинах великих русских художников, в произведениях великих русских поэтов, писателей, мыслителей. Она существует - вышесказанно - в душах всех, для кого русская культурность является близкой, вне зависимости от их национальности.

Глубокая последовательность творчества Скрябина и русских революций 1905 и 1917 годов подмечена Ивановым правильно. Как ни говори впоследствии страшной Гражданской войны, голода и разрухи Российская империя в считанные годы возродилась феноменально быстрым шагом, как никогда в жизни не случалось в истории, превратилась в могучую сверхдержаву. Она победила полчища, нагрянувшие с Запада (Вагнер - Гитлер - Немецкий Рейх наперекор Скрябина - Сталина - Советский Союз), а в космическое пространство вознесся первым российский человек. Не до такой степени ли было олицетворение русской идеи? И не осуществилось ли ее реализация в конце XX столетия? И не заглушают ли совершенно звук, шум, железные ритмы и электронные дурманы те мелодии высших сфер, которые улавливали чутким слухом творцы гармонии, одним из которых был Скрябин?

 
  1. Люди и биографий — Гении
  2. Фото: Альберт ЭйнштейнВо второй половине XX века он стал эталоном научного гения. Это странно. Науки бывают разные; некоторые натуралисты совершили крупные открытия сразу в нескольких из них, создавали новые научные направления. А Эйнштейн был физиком и никакими другими областями знаний, например науками о…
  3. Фото: СТАЛИН(1879-1953) С его именем связаны почти все величайшие свершения Советского Союза в XX веке. Они тем более впечатляющи, если учесть, что ко времени его правления страна пережила мировую войну и последующую разруху. А затем за 15 лет произошел невиданный в истории…
  Рейтинг — 1823, Статистика просмотров сегодня — 4