1. Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  1. Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  4. Фото: ХОСЕ КАРРЕРАС"Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание - голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть", - говорит Монтсеррат Кабалье. "Мы соотечественники, я понимаю, что он гораздо…
  5. Фото: ШАРЛЬ АЗНАВУР"Единственное искусство, которое я признаю, - искусство народное", - говорит Шарль Азнавур. Эти слова можно было бы счесть за красивую фразу, каких немало произносят в интервью популярные звезды эстрады. Но в его устах они имеют глубокий смысл: Азнавур не просто говорит…
  6. Фото: ПИТ СИГЕР"У него дар быть простым", - говорят о Пите Сигере. И, видимо, в этом секрет его феноменального успеха. Певец сам как песня - прост и понятен. О.А. Феофанов пишет: "На концертах Пита Сигера сразу же устанавливается непринужденная обстановка и удивительное взаимопонимание…
  7. Фото: ИВ МОНТАНИв Монтан (настоящее имя Иво Ливи) родился 13 октября 1921 года в итальянской деревушке Монсуммано Альто, в пятидесяти километрах от Флоренции. "Мама назвала меня Иво, - вспоминал Монтан. - Фамилия моего отца - Ливи. Когда я появился на свет, у меня…
  8. Фото: Пол АнкаПол Анка певец лирической песни, многие мелодии известны миллионам людей из разных стран мира
  9. Фото: КИРСТЕН ФЛАГСТАДЗнаменитая примадонна "Метрополитен" Фрэнсиз Альда, выступавшая почти со всеми крупнейшими мастерами мировой оперной сцены, говорила: "После Энрико Карузо я знала только один истинно великий голос в опере наших дней - это Кирстен Флагстад". Кирстен Флагстад родилась 12 июля 1895 года в…
  10. Фото: Осип Афанасьевич ПЕТРОВ"Художник этот может быть одним из создателей русской оперы. Только благодаря таким певцам, как он, наша опера могла занять высокое место с достоинством выдержать конкуренцию же с итальянской оперой". Так определил В.В. Стасов место Осипа Афанасьевича Петрова в развитии национального искусства.…
  11. Фото: Луиджи ЛаблашЛуиджи Лаблаш получивший прозвище Зевс-Громовержец из-за сильного и яркого баса с широким диапазоном, а также виртуозный оперный актер.
  12. Фото: АМЕЛИТА ГАЛЛИ-КУРЧИ"Пение - моя потребность, моя жизнь. Очутившись на необитаемом острове, я пела бы и там... У человека, совершившего восхождение на горный хребет и не видящего вершины более высокой, чем та, на которой он находится, нет будущего. Я бы никогда не согласилась…
  13. Фото: Генриетта ЗонтагПрославленная певица XIX столетия, которая обладала гибким и звучным голосом способным к высоким регистрам. Её голос обладал большой гибкостью, а темперамент певицы был оценен в лучших операх
  14. Фото: АРЕТА ФРЭНКЛИННежная и взрывная, сочетающая задушевность с удивительной силой и невероятным диапазоном голоса, Арета Фрэнклин по праву зовется Первой леди соула. Ей удалось создать сплав из непредсказуемых ходов госпела, музыки, на которой она выросла, - чувственности ритм-энд-блюза и точности мелодических линий лучших…

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ

Фото - АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
«АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ»

Шаляпин называл Вертинского "великим сказителем земли русской".

Говоря о знаменитом русском певце музыкальный критик К. Рудницкий отмечает:

"В творчестве Вертинского скромные - каждое в отдельности - дарования стихотворца и композитора сливаются воедино и дополняют друг друга с редкой естественностью. В их дружном согласии возникает песня, обладающая, конечно, определенной целостностью и завершенностью. И все же в этот момент она еще не является в полном смысле слова произведением искусства. Ведь когда песни Вертинского поют другие, даже опытные и уверенные исполнители, они, как правило, особым успехом не пользуются. Только уникальное в своем роде, изощренное и отточенное исполнительское мастерство самого Вертинского придает его творениям красоту, элегантность и изящество. Вертинский-артист более значителен, чем Вертинский-автор. Голос у него небольшой, но он владеет им виртуозно. Строгая, тщательная отделка каждой песни, выразительность и эмоциональная окраска ее безукоризненны, близки к совершенству.

Слушатели могут сами в этом убедиться: в "Желтом ангеле" тоска по осмысленной, несуетной, духовно ясной жизни звучит с надеждой и болью. В эффектной "Испано-Сюизе" - экзотика, грустная ирония и открытый вольный и смелый юмор. Романс "Только раз бывают в жизни встречи" исполняется с искренним и глубоким драматизмом (уже без всякого юмора и без всякой иронии).

Фото - АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
«АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ»

"Рафинированная женщина" - изящная насмешка, искрящаяся лукавством и неподдельной веселостью. И как преображается артист, какого истинного трагизма достигает он в песнях "Сумасшедший шарманщик", "Бал Господень" или "Игуменья"...

Утонченность интерпретации и артистичность исполнения становились особенно заметны, когда Вертинский создавал свои песни на стихи больших русских писателей и поэтов - Максима Горького ("Фея"), Александра Блока ("Буйный ветер играет терновником", "В голубой далекой спаленке"), Анны Ахматовой ("Сероглазый король", "Темнеет дорога приморского сада"), Николая Агнивцева ("Баллада о короле"), Георгия Иванова ("Над розовым морем", "Не было измены"), Тэффи ("Песенка о трех пажах", "Черный карлик"), Иннокентия Анненского ("Моя звезда"), Игоря Северянина ("Бразильский крейсер"). У него есть романсы на стихи Сергея Есенина; пел он песни на стихи Всеволода Рождественского, Веры Инбер, Иосифа Уткина, Павла Шубина. Не изменяя собственной манере, Вертинский умел сохранить и верность избранному поэту, сблизиться с ним, по-своему его прочесть и пропеть".

Александр Николаевич Вертинский родился 21 марта 1889 года в семье частного поверенного. После смерти родителей пятилетний Сашенька попадает в дом одной из своих тетушек. Так как он учился плохо из второго класса императорской 1-й Александрийской гимназии его перевели в гимназию "попроще".

Фото - АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
«АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ»

Но даже оттуда из-за неуспеваемости он был вскоре исключен. Оставались "уличные университеты".

"Потом Вертинскому по-настоящему повезло, - пишет Б.А. Савченко. - Волею случая он стал вхож в дом Софьи Николаевны Зелинской - преподавательницы женской гимназии, умной, образованной женщины, бывшей замужем за Николаем Васильевичем Луначарским, братом А.В. Луначарского. У Софьи Николаевны собирался цвет киевской интеллигенции. В ее доме также бывали Николай Бердяев, Михаил Кузмин, Марк Шагал, Натан Альтман. Интеллектуальное общество оказало самое благотворное влияние на Вертинского. Он пробует заняться литературным трудом. "Киевская неделя" печатает его первые рассказы. "Портрет", "Моя невеста" и "Папиросы "Весна", - написанные в модной тогда декадентской манере. В "Киевских откликах" Вертинский публикует более реалистическую вещь - рассказ "Лялька".

Литературный промысел давал мизерный доход, денег почти не водилось, но он мыслимыми и немыслимыми путями попадает на престижные премьеры, смотрит заезжих знаменитостей: Ансельми, Руффо, Вяльцеву, Шаляпина, Вавича, Карийскую, Монахова, Собинова. Пишет небольшие театральные рецензии. Имя Вертинского становится известным в среде творческой интеллигенции. Новоявленный автор, купив на толкучке подержанный фрак, вливается в ряды киевской богемы. Он выбирает себе роль молодого гения, скептика, непонятой натуры".

Постепенно Вертинский становится одним из представителей так называемой богемы.

Фото - АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
«АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ»

Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, берется за любую работу, продает открытки, грузит арбузы, работает корректором в типографии.

В 1913 году он попытался поступить в Художественный театр, но, пройдя отборочные туры, был забракован Станиславским: тому не нравилось, что Вертинский сильно картавил.

Более успешно у Александра складывались отношения с кино, в котором он дебютировал годом раньше своего провала во МХАТе. Он снимался практически всю жизнь, до самых последних дней.

В начале Первой мировой войны Вертинский служит в санитарном поезде, но тот вскоре расформировали и весной 1915 года Александр возвращается в Москву.

Ища работу, Александр зашел в арцыбушевский Театр миниатюр. Его оригинальный номер "Песенки Пьеро" Арцыбушевой понравился. Он начал с выступлений в костюме Пьеро, от которого постепенно осталась лишь загримированная белоснежная маска-лицо и ярко-алые губы.

Вначале Пьеро был традиционно белым, но через некоторое время Вертинский сделал его костюм черным. Со временем он отказался и от него, выходя на эстраду в цилиндре и черном фраке с ослепительно белой манишкой и в лаковых туфлях. Контрастное сочетание черного и белого придавало образу Вертинского особую элегантность и даже загадочность.

Видимо, от стилистики костюма Пьеро и произошла удивительная игра рук артиста: каждый жест не просто дополнял слова, но сам по себе нес самостоятельную нагрузку.

Фото - АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
«АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ»

Маленькие песни Вертинского назывались "ариетками", или "печальными песенками Пьеро". И самого артиста поначалу называли русским Пьеро.

Постепенно Вертинский обрел собственный неповторимый стиль выступлений, основанный на особенностях его говоряще-поющего голоса. Каждую песню он превращал в небольшую пьесу, с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Их образы лаконичны, намечены отдельными, запоминающимися штрихами.

Еще до революции к Вертинскому пришла известность, а затем и слава. Его песни не просто нравились, их запоминали и передавали из уст в уста. У него множество поклонниц, и он с легкостью завязывает романы.

Судьба Вертинского резко изменилась в 20-е годы. Как и многие другие деятели русской культуры, он не принял революцию, и ему пришлось эмигрировать. Певец покинул Россию в ноябре 1920 года. В Турции ему удалось купить паспорт на имя греческого гражданина Александра Вертидиса.

Наличие иностранного паспорта выводило его из категории русских эмигрантов и давало возможность работать. Вертинский постепенно завоевал зрителя сначала в Европе, а затем и за океаном. Но тематика его песен изменилась. Если до революции он пел о разных экзотических странах, то теперь его музой стала ностальгия: он поет не о радости души, а о спасении России.

С 1923 по 1927 год Вертинский жил в Польше и постоянно ездил с гастролями по Европе: Австрия, Венгрия, Германия. В Сопоте певец знакомится с симпатичной еврейской девушкой, по имени Рахиль, дочерью состоятельных родителей.

Фото - АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
«АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ»

При регистрации брака в Берлине невесту записали как Ирен Вертидис. Правда, их союз вскоре распался.

Из Польши Вертинский в 1927 году перебирается во Францию, а осенью 1934 года отправляется на гастроли в США, где посещает Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес.

"Основную слушательскую аудиторию Вертинского за рубежом составляла русская эмиграция, рассеявшаяся по всему миру, - отмечает Б.А. Савченко. - По этой причине ему часто приходилось переезжать из одной страны в другую. Как только публика насыщалась его песнями, он менял свое пристанище. Постоянного крова, своего гнезда Вертинский не имел нигде. Иностранцы посещали его концерты большей частью из любопытства, но это любопытство дорогого стоило".

В Париже Вертинского слушали такие персоны, как король Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, Вандербильты, Ротшильды, а также знаменитые киноактеры. В Америке он удостоился приглашения в "Голливуд морнинг брекфест клаб", членами которого были киномагнаты. Развлекать бизнесменов приглашали только мировых знаменитостей.

После удачных гастролей в США Вертинский снова вернулся во Францию, но не остался там надолго, а перебрался в Китай. Там он женился второй раз, и вскоре у него родилась дочь. Чтобы прокормить семью, артисту пришлось много работать - давать по два концерта в день. Естественно, что в эти годы творчество Вертинского сильно изменилось.

Изменились и его песни.

Фото - АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
«АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ»

Они превращаются в маленькие баллады. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных манто и клоуны, лорды и бродяги, пажи и кокаинисты, то теперь ими становятся обычные люди. Они неутомимо стремятся к счастью и искренне горюют, потерпев неудачу. В 30-е годы и годы войны он начинает сочинять песни и на стихи советских поэтов.

В программах концертов (1940-1943 годов), с которыми он выступал в "Лайсеуме" и "Клубе граждан СССР" в Шанхае, песни на стихи В. Маяковского, А. Суркова, К. Симонова, В. Инбер, И. Уткина, Л. Никулина, П. Антокольского. В целом это жизнеутверждающая лирика, звучавшая как вызов его тогдашнему существованию.

Все долгие годы эмиграции Вертинский стремился вернуться в СССР. Наконец в 1943 году артист смог снова ступить на русскую землю.

В течение четырнадцати лет Вертинский вместе с постоянным аккомпаниатором пианистом Михаилом Брохесом ездит по всему Советскому Союзу, порой давая по 24 концерта в месяц. Признание широкой публики стимулировало творческую активность певца. Александр Николаевич создает новые песни: "Доченьки", "Пред ликом Родины", "Дорогая пропажа", "Памяти актрисы", "Последний бокал", "Ворчливая песенка" и другие.

К. Рудницкий пишет: "Свою новую аудиторию Александр Николаевич Вертинский восхищал законченностью отделки каждой вещи, необыкновенной точностью ее интонационной и пластической разработки. Я видел, как горячо, как долго и восторженно аплодировали Вертинскому В.

Качалов, И. Козловский, А. Коонен, С. Михоэлс, А. Тарасова, М. Яншин, Б. Ливанов, В. Топорков, М. Романов, Л. Утесов: мастера, они благодарили и приветствовали мастера. В сущности, Вертинский был первым из певцов-поэтов, вышедших на отечественную эстраду. С него началась традиция, которая развивается и обогащается поныне. Умение превращать всякую, даже непритязательную, легкомысленную песенку в своего рода миниатюрную драму, где есть и завязка, и кульминация, и развязка (часто неожиданная), способность любой сюжет поднять на уровень подлинной поэзии, искусства и внезапная смена темпов, непринужденные переходы от речитатива к свободно льющемуся вокалу, от патетики к юмору и от интонаций саркастических к гордым, торжественным - вот богатство, которое сохранилось доныне в записях Вертинского и которое перейдет к следующим поколениям как итог долгой и трудной жизни художника, сумевшего полностью выразить в искусстве и свою неповторимую индивидуальность, и свою судьбу".

Вертинский работал до последнего дня жизни (21 мая 1957 года) и умер на гастролях в Ленинграде, неожиданно, очевидно от сердечной слабости.

 
  1. Люди и биографий — Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  Рейтинг — 5614, Статистика просмотров сегодня — 1