1. Вокалисты
  2. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  3. Фото: ХОСЕ КАРРЕРАС"Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание - голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть", - говорит Монтсеррат Кабалье. "Мы соотечественники, я понимаю, что он гораздо…
  1. Вокалисты
  2. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  3. Фото: ХОСЕ КАРРЕРАС"Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание - голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть", - говорит Монтсеррат Кабалье. "Мы соотечественники, я понимаю, что он гораздо…
  4. Фото: ШАРЛЬ АЗНАВУР"Единственное искусство, которое я признаю, - искусство народное", - говорит Шарль Азнавур. Эти слова можно было бы счесть за красивую фразу, каких немало произносят в интервью популярные звезды эстрады. Но в его устах они имеют глубокий смысл: Азнавур не просто говорит…
  5. Фото: АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙШаляпин называл Вертинского "великим сказителем земли русской". Говоря о знаменитом русском певце музыкальный критик К. Рудницкий отмечает: "В творчестве Вертинского скромные - каждое в отдельности - дарования стихотворца и композитора сливаются воедино и дополняют друг друга с редкой естественностью. В их…
  6. Фото: ПИТ СИГЕР"У него дар быть простым", - говорят о Пите Сигере. И, видимо, в этом секрет его феноменального успеха. Певец сам как песня - прост и понятен. О.А. Феофанов пишет: "На концертах Пита Сигера сразу же устанавливается непринужденная обстановка и удивительное взаимопонимание…
  7. Фото: ИВ МОНТАНИв Монтан (настоящее имя Иво Ливи) родился 13 октября 1921 года в итальянской деревушке Монсуммано Альто, в пятидесяти километрах от Флоренции. "Мама назвала меня Иво, - вспоминал Монтан. - Фамилия моего отца - Ливи. Когда я появился на свет, у меня…
  8. Фото: КИРСТЕН ФЛАГСТАДЗнаменитая примадонна "Метрополитен" Фрэнсиз Альда, выступавшая почти со всеми крупнейшими мастерами мировой оперной сцены, говорила: "После Энрико Карузо я знала только один истинно великий голос в опере наших дней - это Кирстен Флагстад". Кирстен Флагстад родилась 12 июля 1895 года в…
  9. Фото: Осип Афанасьевич ПЕТРОВ"Художник этот может быть одним из создателей русской оперы. Только благодаря таким певцам, как он, наша опера могла занять высокое место с достоинством выдержать конкуренцию же с итальянской оперой". Так определил В.В. Стасов место Осипа Афанасьевича Петрова в развитии национального искусства.…
  10. Фото: АМЕЛИТА ГАЛЛИ-КУРЧИ"Пение - моя потребность, моя жизнь. Очутившись на необитаемом острове, я пела бы и там... У человека, совершившего восхождение на горный хребет и не видящего вершины более высокой, чем та, на которой он находится, нет будущего. Я бы никогда не согласилась…
  11. Фото: Пол АнкаПол Анка певец лирической песни, многие мелодии известны миллионам людей из разных стран мира
  12. Фото: ДЖОВАННИ МАРИООдин из лучших певцов XIX столетия, Марио обладал чистым и полнозвучным голосом бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценическими данными. Он был выдающимся лирическим оперным актером. Джованни Марио (настоящее имя Джованни Маттео де Кандиа) родился 18 октября 1810 года в Кальяри, что…
  13. Фото: АРЕТА ФРЭНКЛИННежная и взрывная, сочетающая задушевность с удивительной силой и невероятным диапазоном голоса, Арета Фрэнклин по праву зовется Первой леди соула. Ей удалось создать сплав из непредсказуемых ходов госпела, музыки, на которой она выросла, - чувственности ритм-энд-блюза и точности мелодических линий лучших…
  14. Фото: Луиджи ЛаблашЛуиджи Лаблаш получивший прозвище Зевс-Громовержец из-за сильного и яркого баса с широким диапазоном, а также виртуозный оперный актер.
  15. Фото: Генриетта ЗонтагПрославленная певица XIX столетия, которая обладала гибким и звучным голосом способным к высоким регистрам. Её голос обладал большой гибкостью, а темперамент певицы был оценен в лучших операх
  16. Фото: Гарри Лиллис «Бинг» Кросби3 мая 1903 года в маленьком городе Такомен родился Гарри Лиллис Кросби, свое детское прозвище - Бинг, он заслужил за коллекционирование билетов «бинго». Бинг Кросби (Гарри Лиллис Кросби) историческая личность на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1930 года культовая фигура в…
  17. Во главе оперного театра XVII века стояли примадонна ("prima donna") и кастрат ("primo uomo"). Исторически следы использования кастратов в качестве певцов ведут к двум последним десятилетиям XVI столетия, а вторжение в оперу они начали около 1650 года. Впрочем, Монтеверди и Кавалли…
  18. (около 1695-1781) Голос Бордони-Хассе отличался невероятной подвижностью. Никто, кроме нее, не мог повторять один и тот же звук с такой скоростью, а с другой стороны, она умела бесконечно выдерживать ноту. "Хассе-Бордони вошла в историю оперного театра как одна из крупнейших представительниц…
  19. Одна из выдающихся певиц XVIII столетия Куццони-Сандони обладала голосом красивого, мягкого тембра, ей одинаково удавались сложные колоратурные и кантиленные арии. Ч. Берни приводит со слов композитора И.-И. Кванца такое описание достоинств певицы: "Куццони обладала очень приятным и светлым сопрано, чистой интонацией…
  20. Самый выдающийся певец среди "музико", да и, вероятно, вообще певец всех времен - Фаринелли. "Мир, - по словам сэра Джона Хоукинса, - не видел на сцене двух таких певцов, как Сенезино и Фаринелли, одновременно; первый был искренним и замечательным актером, и,…

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Фото - ФЕДОР ШАЛЯПИН
«ФЕДОР ШАЛЯПИН»

Федор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, "подлаживая голоса". С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Из воспоминаний самого Шаляпина:

"...По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко "Галька", а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого...

В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в "Трубадуре" и Неизвестного в "Аскольдовой могиле". Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру".

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду "Аркадия", затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в партии Мефистофеля в опере "Фауст" Ш.

Фото - ФЕДОР ШАЛЯПИН
«ФЕДОР ШАЛЯПИН»

Гуно в Мариинском театре.

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в "Псковитянке" Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в "Хованщине" М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. "Одним великим художником стало больше", - писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.

Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и другими) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе "Судьба" (стихи А. Апухтина), "Ты знал его" (стихи Ф. Тютчева).

Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. "В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин", - писал М. Горький. В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, - подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 году в миланском "Ла Скала" он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу.

Фото - ФЕДОР ШАЛЯПИН
«ФЕДОР ШАЛЯПИН»

Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. Гавадзени: "Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди..."

"Шаляпина привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы, - отмечает Д.Н. Лебедев. - С потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца в "Русалке" или мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые Борисом Годуновым.

В сочувствии к человеческим страданиям проявляется высокий гуманизм - неотъемлемое свойство прогрессивного русского искусства, зиждущегося на народности, на чистоте и глубине чувств. В этой народности, наполнявшей все существо и все творчество Шаляпина, коренится сила его таланта, тайна его убедительности, понятности каждому, даже неискушенному человеку".

Шаляпин категорически против наигранной, деланной эмоциональности: "Всякая музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В этой интонации... которую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации".

Для Шаляпина характерна яркая, насыщенная концертная деятельность. Слушателей неизменно восхищало исполнение им романсов "Мельник", "Старый капрал", "Титулярный советник" Даргомыжского, "Семинарист", "Трепак" Мусоргского, "Сомнение" Глинки, "Пророк" Римского-Корсакова, "Соловей" Чайковского, "Двойник" Шуберта, "Я не сержусь", "Во сне я горько плакал" Шумана.

Вот что писал об этой стороне творческой деятельности певца замечательный русский музыковед академик Б.

Фото - ФЕДОР ШАЛЯПИН
«ФЕДОР ШАЛЯПИН»

Асафьев:

"Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь, что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню "Во сне я горько плакал" Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, - а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца... Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя, но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой дисциплине ума и сердца - в ритме всех своих проявлений - человек обретает власть и над страстями и над страданиями".

Пресса любила подсчитывать гонорары артиста, поддерживая миф о баснословном богатстве, о жадности Шаляпина. Что с того, что этот миф опровергают афиши и программы множества благотворительных концертов, известные выступления певца в Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией? Досужая молва, газетные слухи и сплетни не раз вынуждали артиста браться за перо, опровергать сенсации и домыслы, уточнять факты собственной биографии. Бесполезно!

В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но не рекламировал свои "благодеяния". Юрист М.Ф. Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: "Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!"

После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти от политики, в книге своих воспоминаний он писал: "Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком".

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу разного рода художественных жюри, советов театров.

Фото - ФЕДОР ШАЛЯПИН
«ФЕДОР ШАЛЯПИН»

Но тут же звучат резкие призывы "социализировать Шаляпина", "поставить его талант на службу народу", нередко высказываются сомнения в "классовой преданности" певца. Кто-то требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров... "Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет", - признавался артист.

Конечно, Шаляпин мог защитить себя от произвола ретивых функционеров, обратившись с личной просьбой к Луначарскому, Петерсу, Дзержинскому, Зиновьеву. Но находиться в постоянной зависимости от распоряжений даже столь высоких руководящих лиц административно-партийной иерархии артисту унизительно. К тому же и они часто не гарантировали полной социальной защищенности и уж никак не вселяли уверенности в завтрашнем дне.

Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис, Федор, Татьяна - и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился "большого успеха как пейзажист и портретист". Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца "являются бесценнейшими памятниками великому артисту...".

На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира - в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе "Русская опера", спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Особый успех в Париже имели оперы "Русалка", "Борис Годунов", "Князь Игорь". В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника ("Русалка"), Ивана Сусанина ("Иван Сусанин"), Бориса Годунова и Варлаама ("Борис Годунов"), Ивана Грозного ("Псковитянка") и многие другие.

Фото - ФЕДОР ШАЛЯПИН
«ФЕДОР ШАЛЯПИН»

Среди лучших партий в западноевропейской опере - Мефистофель ("Фауст" и "Мефистофель"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Дон Кихот ("Дон Кихот"). Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный "театр романса". Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и произведений камерно-вокальной музыки других жанров. В число шедевров исполнительского мастерства вошли "Блоха", "Забытый", "Трепак" Мусоргского, "Ночной смотр" Глинки, "Пророк" Римского-Корсакова, "Два гренадера" Р. Шумана, "Двойник" Ф. Шуберта, а также русские народные песни "Прощай, радость", "Не велят Маше за реченьку ходить", "Из-за острова на стрежень".

В 20-30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. "Люблю граммофонные записи... - признавался Федор Иванович. - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей". Певец был очень требователен к записям, среди его любимых - запись "Элегии" Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева, "широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины".

24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не верил: "Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не сделает". Однако на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал Горький...

Комментируя постановление Совнаркома, А.В. Луначарский решительно отметал политическую подоплеку, утверждал, что "единственным мотивом лишения Шаляпина звания явилось упорное нежелание его приехать хотя бы ненадолго на родину и художественно обслужить тот самый народ, чьим артистом он был провозглашен..."

Однако в СССР не оставляли попыток вернуть Шаляпина. Осенью 1928 года Горький пишет Федору Ивановичу из Сорренто: "Говорят - ты будешь петь в Риме? Приеду слушать. Очень хотят послушать тебя в Москве. Мне это говорили Сталин, Ворошилов и др. Даже "скалу" в Крыму и еще какие-то сокровища возвратили бы тебе".

Встреча в Риме состоялась в апреле 1929 года.

Шаляпин с огромным успехом пел "Бориса Годунова". После спектакля собрались в таверне "Библиотека". "Все были в очень хорошем настроении. Алексей Максимович и Максим много интересного рассказывали о Советском Союзе, отвечали на массу вопросов, в заключение Алексей Максимович сказал Федору Ивановичу: "Поезжай на родину, посмотри на строительство новой жизни, на новых людей, интерес их к тебе огромен, увидев, ты захочешь остаться там, я уверен". Невестка писателя Н.А. Пешкова продолжает: "Мария Валентиновна, молча слушавшая, вдруг решительно заявила, обращаясь к Федору Ивановичу: "В Советский Союз ты поедешь только через мой труп". Настроение у всех упало, быстро засобирались домой".

Больше Шаляпин с Горьким не встречались. Шаляпин видел, что жестокое время растущих массовых репрессий ломает многие судьбы, он не хотел стать ни добровольной жертвой, ни глашатаем сталинской мудрости, ни оборотнем, ни воспевателем вождя народов.

Вдали от родины для Шаляпина были особенно дороги встречи с русскими - Коровиным, Рахманиновым, Анной Павловой. Шаляпин был знаком с Тоти Даль Монте, Морисом Равелем, Чарли Чаплиным, Гербертом Уэллсом. В 1932 году Федор Иванович снялся в фильме "Дон Кихот" по предложению немецкого режиссера Георга Пабста. Фильм пользовался популярностью у публики. Уже на склоне лет Шаляпин тосковал по России, постепенно потерял жизнерадостность и оптимизм, не пел новых оперных партий, стал часто болеть. В мае 1937 года врачи поставили ему диагноз - лейкемия. 12 апреля 1938 года в Париже великого певца не стало.

До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином - он не принял иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось, прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище.

 
  1. Люди и биографий — Вокалисты
  2. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  3. Фото: ХОСЕ КАРРЕРАС"Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание - голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть", - говорит Монтсеррат Кабалье. "Мы соотечественники, я понимаю, что он гораздо…
  Рейтинг — 8573, Статистика просмотров сегодня — 7