1. Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  1. Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  4. Фото: ХОСЕ КАРРЕРАС"Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание - голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть", - говорит Монтсеррат Кабалье. "Мы соотечественники, я понимаю, что он гораздо…
  5. Фото: ШАРЛЬ АЗНАВУР"Единственное искусство, которое я признаю, - искусство народное", - говорит Шарль Азнавур. Эти слова можно было бы счесть за красивую фразу, каких немало произносят в интервью популярные звезды эстрады. Но в его устах они имеют глубокий смысл: Азнавур не просто говорит…
  6. Фото: АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙШаляпин называл Вертинского "великим сказителем земли русской". Говоря о знаменитом русском певце музыкальный критик К. Рудницкий отмечает: "В творчестве Вертинского скромные - каждое в отдельности - дарования стихотворца и композитора сливаются воедино и дополняют друг друга с редкой естественностью. В их…
  7. Фото: ИВ МОНТАНИв Монтан (настоящее имя Иво Ливи) родился 13 октября 1921 года в итальянской деревушке Монсуммано Альто, в пятидесяти километрах от Флоренции. "Мама назвала меня Иво, - вспоминал Монтан. - Фамилия моего отца - Ливи. Когда я появился на свет, у меня…
  8. Фото: КИРСТЕН ФЛАГСТАДЗнаменитая примадонна "Метрополитен" Фрэнсиз Альда, выступавшая почти со всеми крупнейшими мастерами мировой оперной сцены, говорила: "После Энрико Карузо я знала только один истинно великий голос в опере наших дней - это Кирстен Флагстад". Кирстен Флагстад родилась 12 июля 1895 года в…
  9. Фото: Осип Афанасьевич ПЕТРОВ"Художник этот может быть одним из создателей русской оперы. Только благодаря таким певцам, как он, наша опера могла занять высокое место с достоинством выдержать конкуренцию же с итальянской оперой". Так определил В.В. Стасов место Осипа Афанасьевича Петрова в развитии национального искусства.…
  10. Фото: АМЕЛИТА ГАЛЛИ-КУРЧИ"Пение - моя потребность, моя жизнь. Очутившись на необитаемом острове, я пела бы и там... У человека, совершившего восхождение на горный хребет и не видящего вершины более высокой, чем та, на которой он находится, нет будущего. Я бы никогда не согласилась…
  11. Фото: Пол АнкаПол Анка певец лирической песни, многие мелодии известны миллионам людей из разных стран мира
  12. Фото: ДЖОВАННИ МАРИООдин из лучших певцов XIX столетия, Марио обладал чистым и полнозвучным голосом бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценическими данными. Он был выдающимся лирическим оперным актером. Джованни Марио (настоящее имя Джованни Маттео де Кандиа) родился 18 октября 1810 года в Кальяри, что…
  13. Фото: АРЕТА ФРЭНКЛИННежная и взрывная, сочетающая задушевность с удивительной силой и невероятным диапазоном голоса, Арета Фрэнклин по праву зовется Первой леди соула. Ей удалось создать сплав из непредсказуемых ходов госпела, музыки, на которой она выросла, - чувственности ритм-энд-блюза и точности мелодических линий лучших…
  14. Фото: Луиджи ЛаблашЛуиджи Лаблаш получивший прозвище Зевс-Громовержец из-за сильного и яркого баса с широким диапазоном, а также виртуозный оперный актер.
  15. Фото: Генриетта ЗонтагПрославленная певица XIX столетия, которая обладала гибким и звучным голосом способным к высоким регистрам. Её голос обладал большой гибкостью, а темперамент певицы был оценен в лучших операх

ПИТ СИГЕР

Фото - ПИТ СИГЕР
«ПИТ СИГЕР»

"У него дар быть простым", - говорят о Пите Сигере. И, видимо, в этом секрет его феноменального успеха. Певец сам как песня - прост и понятен.

О.А. Феофанов пишет:

"На концертах Пита Сигера сразу же устанавливается непринужденная обстановка и удивительное взаимопонимание между певцом и слушателями. И кажется, что Сигер - один из слушателей, только он знает все песни, знает, как их петь, и поэтому он на эстраде. Его концерты собирают многотысячные аудитории. Рабочие называют его трубадуром, обладающим гениальной способностью заставлять их смеяться или плакать. Мелодии его песен просты, темы близки слушателям и злободневны, и, как только он начинает притопывать в такт своему банджо, все в зале тоже начинают притопывать и подпевать ему.

В толстом вязаном свитере, высокий, худощавый, с простой, отнюдь не голливудской улыбкой, он сразу же располагает слушателей к себе.

Мне нравится, как поет Сигер. Голос у него ровный, приятный. Правда, не все удается Питу Сигеру. Специалисты утверждают, что если вам нравятся только блюзы, то слушать Сигера не стоит. Впрочем, я не знаю ни одного белого певца, которому бы удавалось исполнение негритянских блюзов. И не все песни Пита Сигера хороши: иногда на пластинке между двумя великолепными песнями можно найти бороздки с песенными пустячками.

Но это нисколько не умаляет таланта Сигера, фолксингера № 1. Его огромное мастерство не подлежит никакому сомнению, и влияние его на современную песню в США могло бы составить тему диссертации музыковеда.

Необъятен репертуар Пита Сигера. Он поет песни, высмеивающие американских генералов, увязших во вьетнамской войне. Он поет песни о единстве рабочих, о надеждах простых американцев. Он поет песни рабочих, строящих железную дорогу, и песни шахтеров. Он поет и любовные серенады, и нежные колыбельные. С теплотой и проникновенностью он исполняет старинные американские баллады, и в его песнях сквозит легкая грусть по давно ушедшим временам, когда люди жили на ранчо, в тихом, идиллическом мире, где все было освещено покоем, "где редко можно было услышать недоброе слово". И вдруг после этой тихой, как свет свечи в деревенском доме, песни слышится чеканный аккомпанемент. Пит Сигер распрямляет плечи и начинает петь песню Интернациональной бригады, сражавшейся в Испании в 1937-1938 годах. За ней следует песня о Хиросиме, написанная Сигером на слова турецкого поэта Назыма Хикмета, а потом резко, тревожно звучат песни о сегодняшнем дне".

Сам певец скромно называл себя "любителем, который зарабатывает на жизнь исполнением народных песен".

Питер Сигер родился 3 мая 1919 года в музыкальной семье.

Фото - ПИТ СИГЕР
«ПИТ СИГЕР»

Его отец Чарльз - музыковед-этнограф, а мать - виолончелистка. С детства Пит учился играть на банджо, укулеле и гитаре. Став подростком, он заинтересовался американской народной музыкой. Некоторое время Пит работал под руководством известного фольклориста Алана Ломакса.

Поступив в Гарвардский университет, в конце 30-х годов он бросает его и отправляется бродяжничать по стране в поисках сельского музыкального фольклора. Сам тоже исполняет эти песни, получая порой в награду немудреный обед.

Значительное влияние на Сигера оказал Вуди Гатри, с которым Пит Сигер встретился осенью 1939 года на концерте.

"Я увидел Вуди, - рассказывает Пит Сигер, - маленького, низкорослого парня, в ковбойской шляпе и сапогах, в синих джинсах, небритого. Он рассказывал одну за другой разные истории и пел собственные песни... Я научился у него очень многому, я даже не могу все перечислить - в первую очередь его способности становиться одним из самых обыкновенных людей, говорить их языком, не употребляя вычурных слов и никогда ничего не бояться, в какой бы ситуации ты ни оказался. Потом мы пели с ним вместе на профсоюзных собраниях, в церквах, салунах, на вечеринках".

В 1941 году в Нью-Йорке было основано содружество "Almanach Singers", задача которого - пропаганда старых и новых народных песен, организация песенных выступлений для молодежной и студенческой аудитории, выпуск пластинок. Сигер рассказывает:

"В 1941 году в Нью-Йорке я встретился с Ли Хейсом. Он, Милл Лампель и я начали выступать с песнями, назвав себя "Almanach Singers". "В деревне, - сказал Ли, - в каждом фермерском доме есть две книги - Библия и Альманах. Одна помогает нам в потусторонней жизни, другая облегчает наше существование на этой земле".

С помощью друзей нам удалось сделать несколько пластинок с записью песен о мире и о профсоюзном движении..."

Первое выступление "Almanach Singers" состоялось на Национальном молодежном конгрессе в Вашингтоне в 1941 году. Вскоре вместе с Сигером и Хейсом начал выступать и Гатри, обогативший репертуар группы многими песнями на темы дня. По мере роста популярности выступлений к группе присоединились новые певцы, исполнители на банджо, гитаре, аккордеоне. В составе группы Сигер выступал в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, Милуоки, Сан-Франциско и многих других городах и поселках Певец вспоминает:

"Осенью 1941 года мы сняли кооперативную квартиру в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, которая стала называться "Альманах-хауз". Дом открыт для всех. Кухня наша довольно странная, но интересная, мебель почти полностью отсутствовала, спали мы когда придется. Но производство песен феноменальное...

Фото - ПИТ СИГЕР
«ПИТ СИГЕР»

Каждое воскресенье после полудня мы устраивали концерты. Тридцать пять центов за вход - и мы пели вместе с друзьями целый день. Мы называли это "хутенанни". В начале 1942 года появились наши антигитлеровские песни ("Ройбен Джеймс", "Спляшем на могиле Гитлера" и др.). С этими песнями мы начали выступать по радио".

Г.М. Шнеерсон отмечает: "Так было положено начало мощному движению "фолкников", иначе говоря поборников возрождения традиций народной песни в новом качестве, приближающих песню к событиям времени ("topical songs"), порой написанную заново, но в духе американской песенной традиции...

Любопытно, что эти новые песни успешно выдерживали конкуренцию со стороны коммерческой песенной продукции "Тин-пан-аллей". Мало того, новое движение "фолкников" начало оказывать заметное влияние на американскую индустрию развлечений. Отдельные, политически менее острые песни из репертуара Сигера и его друзей подхватывались бродвейской эстрадой, выходили в огромных тиражах на грампластинках в интерпретации знаменитейших звезд.

Начиная с 1946 года Сигер и Хейс в Нью-Йорке начинают выпускать ежемесячный бюллетень "Peoples Songs" с целью "организовывать, создавать, поощрять и пропагандировать песни американских трудящихся".

В 50-е годы Сигер в открытую говорил о своих симпатиях к идеям - "гуманного социализма", за что попал в "черный список" Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности.

В 1961 году он был вызван на очередное заседание комиссии. Его обвиняли в "подрывной работе в области развлечений" Сигер отказался отвечать на эти вопросы, ссылаясь на шестую поправку Конституции США. В результате певца осудили на год тюрьмы "за неуважение к Конгрессу". Однако демократическая Америка не согласилась с таким вердиктом: во многих городах были созданы комитеты защиты Сигера. Речь певца Сигера на суде была распространена в сотнях тысяч экземпляров. "Мне 42 года, и я себя считаю счастливым человеком. У меня жена и трое здоровых детей. Мы живем в доме, построенном нашими собственными руками на берегу Гудзона. Вот уже скоро двадцать лет я пою людям народные песни Америки и других стран. Я горжусь тем, что никогда не отказывался петь для любой группы людей из-за какого-либо расхождения с ними во взглядах. Я пел богатым и бедным, пел американцам самых различных политических и религиозных убеждений, принадлежащим к разным расам и учениям. Хорошая песня может делать только добро, и я горжусь песнями, которые я пою... Разве я лишен права их петь?.."

Простые американцы добились своего: Сигер был оправдан кассационным судом США.

Фото - ПИТ СИГЕР
«ПИТ СИГЕР»

Его голос снова зазвучал по стране.

"Сигер постоянно ищет новые формы массового музицирования, пути к овладению вниманием своих слушателей, - пишет Г.М. Шнеерсон. - Меньше всего при этом его занимает собственный артистический успех. Слушая выступления Пита Сигера на концертной эстраде, знакомясь с его записями на грампластинках (им напеты свыше шестидесяти пластинок), невольно задаешься вопросом: откуда идет эта покоряющая сила артиста, так просто и непринужденно беседующего с аудиторией? Почему так охотно, так весело подключаются к его песням люди, наверное никогда прежде не помышлявшие об участии в коллективном пении в концертном зале? И все же поют, разделяясь порой на голоса, поют увлеченно, с огоньком. Эта атмосфера коллективного творчества, очевидно, отчасти объясняет причину всенародной популярности Сигера в США и далеко за пределами этой страны. Его творчество вдохновлено любовью и уважением к простому человеку, к национальной художественной традиции всех народов, верой в облагораживающую силу хорошей песни...

Любовь к родине, к своему народу, к высокой правде жизни диктует Питу Сигеру тематику и музыкальные образы таких песен, как "Waist Deep in the Big Muddy" ("По горло в грязи") - едкая сатира на американских генералов, безнадежно завязших в грязной войне во Вьетнаме, или "Поезд идет в Нюрнберг", прозвучавшая как грозное предостережение американским военным преступникам, убийцам женщин и детей во вьетнамской деревне Сонгми".

Сигер дал сотни, тысячи концертов, но одним из самых памятных стал грандиозный концерт в Вашингтоне, собравший у памятника Джорджу Вашингтону около 400 тысяч человек. Певец вспоминает:

"Автору этих строк тоже довелось выступить на митинге. Вместе со своим другом, замечательным негритянским певцом Фредом Киркпатриком, я спел песню, содержание которой касалось всех, кого волнуют проблемы войны и мира. Короткий рефрен: "Верните наших парней домой!" - подхватили хором все. После того как песня кончилась, я вопросительно посмотрел на председателя, чтобы увидеть, осталось ли время еще для одной песни. Он одобрительно кивнул мне, и мы с Киркпатриком затянули короткую фразу, которая сама по себе кажется совсем непритязательной... Однако эта песня доставила мне одно из самых необычайных переживаний всей моей жизни...

Мы напевали снова и снова одну-единственную фразу, услышанную мною впервые на пластинке "Битлз":

"Мы говорим одно - дайте миру шанс!"

Киркпатрик и я затянули эту короткую песню, не будучи уверенные в том, как ее примут. Однако после четырех или пяти повторений люди уже пели ее вместе с нами; постепенно они поднялись со своих мест, подняли руки вверх, изображая букву "V" - символ победы.

И наконец, они стали раскачиваться слева направо, назад и вперед в медленном движении песни. Популярный дирижер оркестра легкой музыки Митч Миллер вскочил на сцену; чтобы помочь нам сохранять верный ритм этого движения, он тоже стал раскачиваться, как бы дирижируя аудиторией. Питер, Поль и Мэри присоединились к нам у микрофона. Мы пели нашу коротенькую фразу снова и снова, целых восемь или десять минут... Потрясающее впечатление производил этот многоголосый хор и равномерное движение сотен тысяч людей!"

Пит Сигер сочинил много песен, которые считаются классическими, в том числе "Куда девались все цветы" и "Песня молота". Некоторые его песни добились большого коммерческого успеха. Так песня "Куда девались все цветы" стала хитом в США и за границей в исполнении известной французской певицы Далиды. Триста тысяч пластинок с записью этой песни в исполнении неповторимой Марлен Дитрих были проданы в Германии.

Хотя Сигер записывался и на знаменитой "Коламбии", в основном его пластинки выходили на небольшой фирме "Folksways" - "Пути народные".

Коммерция никогда не привлекала Сигера: "Улица Жестяных Сковородок выполняет роль, противоположную роли царя Мидаса. Все, к чему она прикасается, превращается в мусор. Можно любить музыку или заниматься коммерцией. Но нельзя делать и то и другое. Девяносто процентов того, что вы слышите в джук-боксах, может быть сброшено со счетов, потому что все это исполняется людьми, которые гордятся тем, что ничего не понимают в музыке".

Пит Сигер горячо верит в силу и жизнеспособность народной песни: "Коммерция не убьет народной музыки, - говорит он. - Она может несколько ее испортить, но настоящая народная музыка будет жить, пока будет жить народ".

С середины 70-х годов Сигер регулярно сотрудничал с сыном Вуди Гатри, Арло Гатри, выступал в поддержку экологических движений, ездил с концертами в Китай и в СССР, хотя его выступления в защиту свободы слова и вызывали некоторое смущение у тогдашних руководителей нашей страны. Несмотря на солидный возраст, он остается одним из ведущих певцов идей свободы и равенства.

В семьдесят пять лет Сигер получил неожиданную, но заслуженную награду: он увенчан лентой и медалью почетной премии Центра искусств имени Джона Кеннеди. Так Америка отблагодарила бунтаря и защитника всех униженных и оскорбленных, народного певца и поэта легендарного Пита Сигера.

 
  1. Люди и биографий — Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  Рейтинг — 4557, Статистика просмотров сегодня — 1