1. Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  1. Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  4. Фото: ХОСЕ КАРРЕРАС"Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание - голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть", - говорит Монтсеррат Кабалье. "Мы соотечественники, я понимаю, что он гораздо…
  5. Фото: ШАРЛЬ АЗНАВУР"Единственное искусство, которое я признаю, - искусство народное", - говорит Шарль Азнавур. Эти слова можно было бы счесть за красивую фразу, каких немало произносят в интервью популярные звезды эстрады. Но в его устах они имеют глубокий смысл: Азнавур не просто говорит…
  6. Фото: АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙШаляпин называл Вертинского "великим сказителем земли русской". Говоря о знаменитом русском певце музыкальный критик К. Рудницкий отмечает: "В творчестве Вертинского скромные - каждое в отдельности - дарования стихотворца и композитора сливаются воедино и дополняют друг друга с редкой естественностью. В их…
  7. Фото: ПИТ СИГЕР"У него дар быть простым", - говорят о Пите Сигере. И, видимо, в этом секрет его феноменального успеха. Певец сам как песня - прост и понятен. О.А. Феофанов пишет: "На концертах Пита Сигера сразу же устанавливается непринужденная обстановка и удивительное взаимопонимание…
  8. Фото: КИРСТЕН ФЛАГСТАДЗнаменитая примадонна "Метрополитен" Фрэнсиз Альда, выступавшая почти со всеми крупнейшими мастерами мировой оперной сцены, говорила: "После Энрико Карузо я знала только один истинно великий голос в опере наших дней - это Кирстен Флагстад". Кирстен Флагстад родилась 12 июля 1895 года в…
  9. Фото: Пол АнкаПол Анка певец лирической песни, многие мелодии известны миллионам людей из разных стран мира
  10. Фото: Осип Афанасьевич ПЕТРОВ"Художник этот может быть одним из создателей русской оперы. Только благодаря таким певцам, как он, наша опера могла занять высокое место с достоинством выдержать конкуренцию же с итальянской оперой". Так определил В.В. Стасов место Осипа Афанасьевича Петрова в развитии национального искусства.…
  11. Фото: АМЕЛИТА ГАЛЛИ-КУРЧИ"Пение - моя потребность, моя жизнь. Очутившись на необитаемом острове, я пела бы и там... У человека, совершившего восхождение на горный хребет и не видящего вершины более высокой, чем та, на которой он находится, нет будущего. Я бы никогда не согласилась…
  12. Фото: ДЖОВАННИ МАРИООдин из лучших певцов XIX столетия, Марио обладал чистым и полнозвучным голосом бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценическими данными. Он был выдающимся лирическим оперным актером. Джованни Марио (настоящее имя Джованни Маттео де Кандиа) родился 18 октября 1810 года в Кальяри, что…
  13. Фото: АРЕТА ФРЭНКЛИННежная и взрывная, сочетающая задушевность с удивительной силой и невероятным диапазоном голоса, Арета Фрэнклин по праву зовется Первой леди соула. Ей удалось создать сплав из непредсказуемых ходов госпела, музыки, на которой она выросла, - чувственности ритм-энд-блюза и точности мелодических линий лучших…
  14. Фото: Луиджи ЛаблашЛуиджи Лаблаш получивший прозвище Зевс-Громовержец из-за сильного и яркого баса с широким диапазоном, а также виртуозный оперный актер.
  15. Фото: Генриетта ЗонтагПрославленная певица XIX столетия, которая обладала гибким и звучным голосом способным к высоким регистрам. Её голос обладал большой гибкостью, а темперамент певицы был оценен в лучших операх

ИВ МОНТАН

Фото - ИВ МОНТАН
«ИВ МОНТАН»

Ив Монтан (настоящее имя Иво Ливи) родился 13 октября 1921 года в итальянской деревушке Монсуммано Альто, в пятидесяти километрах от Флоренции.

"Мама назвала меня Иво, - вспоминал Монтан. - Фамилия моего отца - Ливи. Когда я появился на свет, у меня уже были брат и сестра. Родители говорили, что жизнь была тогда очень трудной: нищета, безработица. В 1923 году, когда отец со всеми нами сбежал во Францию, мне было всего два года. Ему не нравился фашизм. Он боялся, как бы его сыновей не забрали силой в отряды Балилла. (Отряды Балилла - фашистская молодежная воспитательная организация, созданная в 1926 году. - Прим. авт.) "Мои сыновья не будут ходить в черных рубашках, они не будут носить траур по Италии...". Он был прав. Италия черных рубашек была страной, заранее надевшей траур по своим детям.

Мы задержались в Марселе. У нас не осталось ни гроша, и дальше ехать было не на что...".

Иво стал ходить во французскую школу и неплохо учился. Но школу пришлось бросить: отцу слишком тяжело, он кормит троих детей и жену. С пятнадцати лет Иво пошел работать. Кем только не был: гарсоном в кафе, учеником бармена, рабочим на макаронной фабрике и даже дамским мастером.

"Я вкалывал не только ради куска хлеба, но и ради свободы, ради права делать то, что я хочу, - говорит Монтан. - Все остававшиеся деньги я тратил на пластинки Мориса Шевалье и Шарля Трене. Я умирал от желания стать таким, как они. Для меня они были самыми великими! Я знал наизусть все их песни. Я ходил их слушать, когда они приезжали в Марсель. Дома перед зеркалом я копировал их жесты. Я работал так часами и был счастлив. И вдруг однажды мне удалось спеть в одной забегаловке на окраине. Для меня это был "Альказар" (старейший французский мюзик-холл. - Прим. авт.).

Именно в этом кабачке мне пришлось изменить фамилию. "Иво Ливи, - сказал мне хозяин, - это плохо. Слишком типично и не звучит". Я взял французское имя, "a monta" превратил в Монтана.

Я выступал сначала в маленьких третьесортных залах, потом во второсортных и, наконец, добрался до "Альказара". Его хозяин - Эмиль Одифред. Ему я обязан началом своей карьеры. Он ко мне великолепно относился.

Фото - ИВ МОНТАН
«ИВ МОНТАН»

Он говорил: "Вот увидишь, сынок, в Марселе тебя ждет мировая слава". И мы оба смеялись. Но в первый вечер меня колотило от страха...

Когда в Марселе люди идут в театр, они несут с собой автомобильные гудки, помидоры, тухлые яйца с намерением пустить их в дело, если что-то не понравится. Со мной все прошло отлично, даже устроили овацию.

...Война все поломала. Я стал рабочим-металлистом, точнее, формовщиком. Это очень вредно для легких. Мне выдавали три литра молока в день... Потом я стал докером...".

Прекрасно понимая, что в Марселе настоящей карьеры не сделать, Монтан подался в Париж. Ему повезло - в феврале 1944 года он выступил в "ABC".

"В 1944 году он, спасаясь от мобилизации на трудовой фронт, бежит из Марселя в Париж и начинает искать ангажемент, - пишет Н. Сарников. - В руках у него потрепанный чемодан, в кармане несколько франков и выцветшая марсельская афиша: "Поет Ив Монтан, человек-динамит". Монтан шарахается от немецких жандармов, смешит парижан своим марсельским акцентом и, с трудом сдерживая дрожь в коленках, ездит в метро, которое приводит его в ужас. Ему волей-неволей приходится много колесить по Парижу: он пробуется чуть ли не во всех кабаре - "Болье", "Фоли-Бельвиль", "Бобино"... Наконец приходит черед "Мулен-Руж" (для молодого певца это уже успех) - тут Монтан встречает Эдит Пиаф. Она поможет ему сделать карьеру, научит разговаривать с импресарио... И навсегда разобьет его сердце".

О первой встрече Монтана и Пиаф подробно пишет в своей книге о великой певице С. Берто:

"Периоду, который наступал, суждено было длиться долго. Эдит назвала его "фабрикой", потому что она сама стала формировать певцов. Открыла их серийное производство. Начала она с Ива Монтана.

Лулу сказал как-то Эдит: "Больше вам не будут навязывать актеров в качестве "американской звезды". Теперь право выбора за вами.

Для концертов в "Мулен-Руж" вам предлагают Ива Монтана". - "Нет. Я о нем не имею представления... Я хочу Роже Данна, оригинальный жанр. Это товарищ, его я знаю".

Но Роже не было в Париже. И никого нельзя было пригласить из провинции, все стало слишком сложно.

Фото - ИВ МОНТАН
«ИВ МОНТАН»

Дело происходило за месяц до Освобождения.

"Ну ладно, - сказала Эдит. - Назначьте прослушивание вашему Иву Монтану. Я приду".

Сидя в глубине зала "Мулен-Ружа", Эдит ждала. На сцену вышел крупный темноволосый парень, по типу итальянец, красивый, но безвкусно одетый: куртка в немыслимо яркую клетку, маленькая шляпа, наподобие шляпы Шарля Трене. В довершение всего он стал петь старые американские и псевдотехасские песенки, подражая Жоржу Ульмеру и Шарлю Трене. До чего же это было плохо! Я следила за Эдит, будучи уверена, что она не досидит до конца.

Спев три песни, он вышел на авансцену и вызывающе спросил: "Ну что, продолжать или хватит?"

"Хватит, - крикнула Эдит, - подожди меня".

Я была уверена, что он сейчас взорвется. Эдит знала, что он злится на нее за это прослушивание и что он, не стесняясь, говорил о ней так: "реалистическая песня в уличном исполнении", "скука смертная" и т.п.

Забавно было смотреть на них издалека: он стоял на краю сцены, она - внизу, такая маленькая, что ее нос не доставал до его колен. Он счел унизительным для себя нагнуться к ней. Но Эдит не собиралась вести с ним длинной беседы: "Если хочешь петь в моей программе, приходи через час ко мне в отель "Альсина".

Ив задохнулся, побелел от бешенства. Однако через час в комнате отеля "Альсина" сдался на милость победителя. Эдит не стала надевать белых перчаток.

"Для краткости начнем с твоих достоинств. Ты красив, хорошо смотришься на сцене, руки выразительные, голос хороший, приятный, низкий. Женщины по тебе будут сходить с ума. Ты хочешь выглядеть и выглядишь умным. Но все остальное - нуль. Костюм дурацкий, годится для цирка. Жуткий марсельский акцент, жестикулируешь, как марионетка. Репертуар не подходит совершенно. Твои песни вульгарны, твой американский жанр - насмешка". - "Он нравится! Я с ним добился успеха". - "В Марселе! Там уже четыре года ничего не видели. А в Париже публика рада, когда пародируют оккупантов. Здесь аплодируют не тебе, а американцам. Но когда американцы будут здесь, рядом с ними ты будешь выглядеть как придурок. Ты уже вышел из моды".

Пытаясь подавить злость, Ив даже скрипел зубами.

Фото - ИВ МОНТАН
«ИВ МОНТАН»

Эдит внутренне веселилась.

"Спасибо, мадам Пиаф. Я понял. Я вам не подхожу".

"Опять не угадал. Подходишь, и я не хочу помешать тебе заработать на жизнь".

Пиаф стала той ракетой, которая вывела Монтана на орбиту большой эстрады. В дальнейшем же своей эстрадной и кинематографической карьерой Монтан в немалой степени обязан Симоне Синьоре, которая ради него оставила мужа, режиссера Ива Аллегре. Ив и Симона поженились 22 декабря 1951 года в мэрии Сен-Поль-Де-Ванса.

Монтан говорил: "Она была такая умница, в совершенстве знала английский, латынь, историю - не то что я, дремучий босяк. Симона воспитывалась в интеллигентной семье, ее отец дружил с драматургом Жаном Ануем, художником Полем Гримо, а сама она общалась с Превером и Луисом Бунюэлем. Меня, примата, только в 23 года узнавшего о существовании Бодлера, она заставляла читать книги и даже в домашней обстановке изъясняться высоким стилем: "Прошу, подайте соль, что под рукой у вас", "Сударыня, как приятно вас лицезреть"..."

Под умелым и внимательным руководством Синьоре он совершенствует свое мастерство. В своих песнях он обращается к поэзии Л. Арагона, Г. Апполинера, П. Элюара, Ж. Провера, к актуальным политическим темам.

Во второй половине 50-х годов Ив Монтан приехал в СССР. Его уже знали благодаря прославленному кукольнику Сергею Образцову. Из Парижа он привез несколько пластинок и с помощью радио познакомил с Монтаном советского слушателя. В 1956 году в предисловии к книге Монтана под названием "Солнцем полна голова" Образцов рассказывал:

"Тот концерт, на который мы пришли в зал "Этуаль", не был премьерой Монтана. Он пел в этом зале и вчера, и позавчера, и неделю назад. Он пел уже несколько месяцев подряд одни и те же песни, и каждый день две тысячи человек заполняли зал и еще сотни не могли достать билетов.

Молодой, спортивный, в коричневой куртке с расстегнутым воротом, заправленной в такие же коричневые штаны. Легкий, но не развязный, ловкий, могущий сделать во время песни про акробатов "колесо", но вовсе не эксцентричный и не хвастающийся своей ловкостью.

Сзади него - большой, туго натянутый занавес из тюля.

Фото - ИВ МОНТАН
«ИВ МОНТАН»

За тюлем маленький оркестр. Он виден, но не мешает, не лезет в глаза. Как только Монтан начинает петь, перед вами остается только один человек, объемный силуэт которого вырезан на белом экране тюля.

Какие же песни поет Монтан? Разные, очень разные. О чем они? О многом. И об очень значительном, и о том, что, на первый взгляд, может показаться пустяком, но что никогда не пустяк...

Девушка, красивая, молодая, качается на качелях, и ничего ей, кроме качелей, не нужно. Влюбился в нее человек. Простой человек. Стал угощать конфетами, повел смотреть балаганы. Она сказала "мерси" и побежала качаться на качелях. Он дождался ее внизу и поцеловал. Но она опять убежала качаться. Наконец он сделал ей предложение. Женился. А она все-таки бежит на качели. Смешная песня. Комичность ее Монтан сохраняет полностью и ничем не отягчает песенной легкости, но все это окрашено таким нежным, добрым и чистым отношением Монтана к героине своей песни, что сама песня становится прекрасной, как хрусталь.

А вот другая песня. Маленький негр чистит обувь белым людям. Солнце он видит только тогда, когда оно отражается в блеске начищенных им башмаков. Луч прожектора освещает Монтана. Черная тень все растет и растет сзади певца на широком экране, и песня о маленьком негритянском мальчике становится песней о судьбе большого народа. Вы видите, как не похожи эти песни - веселая и совсем не веселая. По-смешному любовная и социально заостренная, антирасистская. Совсем не похожи. Но верой в людей объединяет их Монтан.

Он поет о шофере, ведущем грузовик по бесконечной ленте дорог, и вы понимаете, как безжалостен бывает труд. Он поет про дирижера симфонического оркестра, полюбившего обыкновенную девушку, которой нравится только простая музыка танцев, и вы понимаете, что, как бы прекрасно и сильно ни было искусство, все равно любовь сильнее, потому что она прекраснее.

Он поет про солдата, идущего на войну с надеждами на славу и возвращающегося никому не нужным, с узелком грязного белья за спиной...

А потом Монтан рассказал - не спел, а тихо рассказал - про девушку, которую звали Барбара. Он любит ее, хоть и видел всего только раз.

Это было давно. Она шла по лестнице, и кто-то ее окликнул: "Барбара!.." И девушка кинулась на этот зов, и стало ясно, что ее позвал возлюбленный. С тех пор прошли годы. Была война. Неужели девушка несчастна? Неужели ее возлюбленный убит? Как горько, как страшно думать о том, что девушка, которую любишь, несчастна!"

Представ перед москвичами, Монтан полностью оправдал надежды. Однако после того как Монтан, убежденный антисталинист, снялся вместе со своей женой в известном фильме 1969 года по мотивам горестных воспоминаний чешского коммуниста Артура Лондона "Признание", он подвергся несправедливым нападкам со стороны советской прессы. Участие в фильме "Признание" надолго сделало его "невъездным" в СССР; он приехал туда только в 1989 году, когда этот фильм показали в Москве.

Параллельно с эстрадными триумфами успешно развивалась и его кинокарьера. Свою первую роль в кино он получил в фильме М. Карне "Врата ночи" (1946), где еще выглядел явно беспомощным. Однако Монтан оправдывает свой псевдоним "растущий". Он очень трудолюбив и явно прогрессирует в фильмах, где режиссеры используют его выгодные внешние данные, мужественность. Первый большой успех принесла ему картина Анри-Жоржа Клузо "Плата за страх" (1952).

Далее он с убедительным мастерством и обаянием играл в таких содержательных фильмах, как "Сейлемские колдуньи", "Люди и волки", "Война окончена", "Жить, чтобы жить", "Все хорошо", "Красный круг", "Полицейский пистолет "Питон-357", "Признание", "Убийцы в купе", "Дикарь".

Последнюю роль актер сыграл в фильме Ж.-Ж. Бенекса "ИП-5", вышедшем на экран уже после его смерти.

В 1985 году умерла жена певца Симоне, а в шестьдесят семь лет Монтан впервые стал отцом. Матерью стала его бывшая секретарша Кароль Амьель, с которой он начал встречаться еще при жизни Симоне. Увы, Монтану недолго довелось общаться со своим сыном Валентином: он умер 9 ноября 1991 года.

 
  1. Люди и биографий — Вокалисты
  2. Фото: ФЕДОР ШАЛЯПИНФедор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал…
  3. Фото: ДЖО ДАССЕНДжозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Там, в финансовом центре Америки, в предвоенную пору, работал его отец - известный кинорежиссер Жюль Дассен. Мать Джо Беатрис Лонер также принадлежала к миру искусства - она известная скрипачка. Мать обучала…
  Рейтинг — 4066, Статистика просмотров сегодня — 2