1. Women
  2. Photo: Coco ChanelCoco Chanel - she freed a woman from the XX century corsets and created a new silhouette freeing her body. Fashion designer Coco Chanel revolutionized the shape of a woman, she became an innovator and trendsetter, her ideas contrary to the…
  3. Photo: Astrid LindgrenAstrid Lindgren (1907-2002) swedish writer. Author of novels for children, "Pippi Longstocking - Long Stocking" (1945-1952), "The Kid and Carlson, who lives on the Roof" (1955-1968), "Rasmus-bum" (1956), "The Brothers Lionheart" (1979), "Ronia, the Robber′s Daughter" (1981), etc. Remember how the…
  1. Women
  2. Photo: Coco ChanelCoco Chanel - she freed a woman from the XX century corsets and created a new silhouette freeing her body. Fashion designer Coco Chanel revolutionized the shape of a woman, she became an innovator and trendsetter, her ideas contrary to the…
  3. Photo: Astrid LindgrenAstrid Lindgren (1907-2002) swedish writer. Author of novels for children, "Pippi Longstocking - Long Stocking" (1945-1952), "The Kid and Carlson, who lives on the Roof" (1955-1968), "Rasmus-bum" (1956), "The Brothers Lionheart" (1979), "Ronia, the Robber′s Daughter" (1981), etc. Remember how the…
  4. Photo: Queen VictoriaQueen of Great Britain since 1837, the last of the Hanover dynasty. It is hard to find in the history of the ruler, who would have stayed in power longer than Alexandrina Victoria (her first name was given in honor of…
  5. Photo: Annelies Marie Anne FrankAnne Frank was born on June 12, 1929 to a Jewish family, was known for her diary eyewitness Jewish genocide, who died in the Bergen-Belsen kontratsionnyh one of the death camps of Auschwitz. In 1933, when the German Nazis came to…
  6. Photo: Marilyn Monroe, Norma Jeane Baker MortensenAmerican film actress of the 1950s whose popularity continues to this day. The most famous movies with her participation: "Some Like It Hot", "How to Marry a Millionaire" and "The Misfits", and others. Marilyn's name has long been a household word…
  7. Photo: Simone de BeauvoirSimone de Beauvoir - French writer and philosopher, founder of feminism. Simone de Beauvoir radical Parisian, born January 9, 1908 in the family of George and Francoise de Beauvoir, was the eldest child. Simon grew up in a good family with…
  8. Photo: Camille ClaudelCamille Claudel was born in 1864 in a simple family in a conservative parents: the father of a real estate agent, and his mother a housewife. Комилла was the eldest child in the family, she had a younger brother Paul. Parents…
  9. Photo: Valentina TereshkovaValentina is strong enough guards his personal life and her family, biographers and journalists so difficult to write about it. Given that in recent years, it does not meet with reporters and does not participate in the literary works dedicated to…
  10. Photo: Sarah BernhardtSarah Bernhardt, the famous French actress, who was the founder of the "Theatre Sarah Bernhardt", who was in Paris, and its leader from 1898 to 1922. Repertoire consisted of tragedy and melodrama, in which she played and directed. In the biography…
  11. Photo: Ella FitzgeraldAmerican jazz singer and Songwriter. Newspapers wrote: «She can sing even the phone directory.» Fans wrote: The fire of passion in the blood does not go off Neither day nor night in the darkness ... You, Ella, is more dangerous for…
  12. Photo: Golda MeirGolda Meir, Prime Minister of Israel from 1969 to 1974. Her name is pronounced with great respect by every Jew, when he remembers about Golda Meir, because Jewish women participated in the creation of the Jewish state. Meir fought for restoration…
  13. Photo: Kleopatra1969 BC - 30 BC Last Queen of Egypt from the Ptolemaic dynasty. Intelligent and educated Cleopatra was a mistress of Julius Caesar, after 1941 BC - His wife. After the defeat in the war with Rome and the entry into…

Nadezhda K. Krupskaya

Photo - Nadezhda K. Krupskaya
«Nadezhda K. Krupskaya»

(1869-1939)

Wife of the leader of the Bolshevik VI Lenin. Member of the Union of Struggle for the Emancipation of the Working Class in 1898. Secretary of the newspaper "Iskra", "Forward," "Proletariat", "Social Democrat." Participant in the revolutions of 1905-1907 and the October Revolution. Since 1917, a member of the board, from 1929, the Deputy Commissar of Education of the RSFSR. Since 1920, when the chairman Glavpolitprosveta Narcompros. Deputy of the Supreme Council since 1937. Has papers on pedagogy, the history of the CPSU.

Who would have thought of today, this woman, if it was not his wife, "the leader of world proletariat", the man who overturned all of the XX century? But the fact of the matter is that it could not be his wife. And if there are weird, stupid human destiny, hopes Konstantinovna was destined to become a shadow, relentless, cruel destroyer needed shade in the world. They may have only two - He and She, like the century, was led from the creation of the Earth. They were able to conceive a new genus, could create, but they have prepared their own hands diabolical lab accident - He and She.

Lives of Hope Konstantinovny little resemblance to the human biography. And not only in the Soviet biographer. Even in the memories of her friends rarely slip warm, flavorful, non-standard parts, there are no interesting cases. All straight, boring, quiet. But she lived a great and seems to be full of surprises life. But ... time and again we read: "It was calm," "did not betray his feelings," "silent, and nobody saw a single tear." As if we are talking about a robot.

Many note the external unattractiveness Hope Konstantinovny, but her youthful look at the photos - nothing repulsive in them no, and if you add to the portrait and its stateliness, good skin and a luxurious braid, or even seem to be not worth the sorrow of the exterior.

Photo - Nadezhda K. Krupskaya
«Nadezhda K. Krupskaya»

But even her mother was extremely sorry about the future of ugly daughter. Or maybe it was in the other, in that elusive feminine charm, which seems ugly and goddess? Most likely, this aura of feminine attractiveness completely absent in our heroine. Although it would seem, from what God is so offended Krupskaya?

Krupskaya grew up in a simple, poor family. The father, a loser addicted to the same revolutionary-democratic ideas, the state's widow and daughters had left, but the love and care girl has never been deprived. Studied at a good school, special needs did not know, enjoyed relative freedom. Mother Elizabeth V., bustling landlady, was very devout, but he felt that Nadia is not inclined to religion, my daughter does not persuade. Prayed only that the girl's personal life will be successful, and was ready for any bride, but would have loved and kept her daughter.

Nadia is a man thinks small. She finishes the prestigious Bestuzhev courses and arrives to work in night school for workers. Carefully studying Marxism, for which even vyzubrila German. "Marxism has given me the greatest happiness a man can only wish for: the knowledge of where to go, a quiet confidence in the final outcome of the case, which is connected with life." And these were not just words of ideological considerations. Feelings compared with its purpose seemed to be shallow and worthless. She became a fan, but the flesh is in such cases only the burdens, so no complex, suffering from a lack of privacy Krupskaya did not feel.

Ulyanov, she saw at her school. Apparently, he struck her determination and categorically judgments. Since its early days behaved like a chief, leader. Krupskaya, meeting once Ulyanov in the public library, did not want to lose such a wonderful chance to meet and waited, and when he goes home.

Photo - Nadezhda K. Krupskaya
«Nadezhda K. Krupskaya»

All the way they talked about the general case. I must say that Krupskaya was fairly educated and intelligent and when she wanted to, could be interested in a man. Ilich has not refused invitations to the girls and the following Sunday looked "to light" to Krupskaya.

You can imagine how happy Elizabeth V. for her daughter. A nice young man from a good family. True, the brother involved in the assassination of the king, but his father - an inspector schools in Simbirsk. Hope's mother tried to do everything in its power - with tenderness and pies privechala it the potential groom.

When Vladimir Ilyich from prison sent Krupskaya's offer to become his wife, Nadezhda K. replied: "Well, my wife as my wife." She knew that she would never part with his "god", but now she has the legal right to be eternally with him.

Did she love him? Yes, if love can be called the invincible faith and penetrating insight. You should not think that the writings of Lenin, "there is no hope Konstantinovny, she was able to wisely and discreetly send his hand, pretending that it only helps the leader. Ilyich did not tolerate opposition, but she did not have a habit of mind, gently, gradually she forced to listen to him. One of the companions of Lenin, GI Petrovsky recalled: "I had to watch as Krupskaya in discussions on different issues not agree with the opinion of Vladimir Ilyich. It was very interesting. Oppose Vladimir Ilyich was very difficult, because it has everything thought out and logical. But Krupskaya notices" errors "in his speech, the excessive passion than anything ... When Krupskaya played with his remarks, Vladimir Ilyich laughed and scratched his head. His whole appearance said that he sometimes gets." Does not that pretty picture, more like a well orchestrated scene? "Lovely curse - just gratifying." No, Krupskaya was neither a "brood hen" or "darling." She did not need fame, budget approvals, it was Vladimir Ilyich Galatea, and she coped well with the role of Pygmalion.

About Love, Inessa Armand to a lot of rumors.

Photo - Nadezhda K. Krupskaya
«Nadezhda K. Krupskaya»

Now documentary proof that the leader was not indifferent to this revolutionary beauty. But nothing we did not find evidence of the attitude towards Armand our heroine. Only indifferent concerns about its health, polite interest destiny daughter rival is present in its letters to Armand. Three in the sealed train they returned in February 1917 in Russia. It was said that Krupskaya, Lenin saw flour, invited him to break up to make it to your favorite Inessa. Wise woman - do not say anything. Or maybe just knew - she was not threatened. Feeling emotions, from their explosion is the armored person is not insured, and spike two accomplices still stronger. Not without reason in the last years of his life, Lenin on a step would not let go of a loyal friend. In 1919, Krupskaya asks her husband to stay to work in the Urals, and receives a letter: "... and how could you think of this?" Staying in the Urals? "I'm sorry, but I was shocked."

Numerous works of Hope Konstantinovny on pedagogy today have only historical significance for those interested in the views of the Bolsheviks to the problem of child-rearing. The real value of Krupskaya - in Lenin's works, her idol and teammate. She has outlived its "god" for 15 years, but this was not the life for her steel fighter revolution of women, accustomed to hard work. Stalin was still the sick Lenin tried to "remove the old woman" from the political scene. He gave her a scandal when she refused to isolate her husband from running the country. Then he had to apologize, gritting his teeth with rage. But when the chief died, Stalin joined with Krupskaya in a fierce struggle. He was not going with someone else to share power, especially with the widow of Lenin.

Petty squabbles began a new leader with Krupskaya about portrayals of the old leader of the people.

Photo - Nadezhda K. Krupskaya
«Nadezhda K. Krupskaya»

Krupskaya was a tragic situation - on the one hand, the corpse, the mummy of her husband, whom she begged to bury the other hand, touching biography, produced by order of Stalin. She is now on what had no right. One can only imagine her hopeless situation, when a period of fifteen years she lived with the thought that the body of a loved one has not found a decent burial, and she never will be buried next to him.

In 1938 the writer Shaginyan Krupskaya asked about the review and support of her novel about Lenin "Ticket to History". Krupskaya said the author of a letter detailing what caused the terrible anger Stalin. Scandal, which became the subject of the Party Central Committee. We present an interesting excerpt from the ruling Politburo:

"To condemn the behavior of Krupskaya, who received the manuscript Shahinian, not only did not prevent the emergence of the novel to the light, but on the contrary, encouraged the Shahinian, gave positive feedback on the manuscript and advised Shahinian on various aspects of life Ulyanov, and thus bore full responsibility for this book. Krupskaya consider the behavior of the more inappropriate and tactless, so that Krupskaya did all this without the knowledge or consent of the CPSU (B), behind the CPSU (B), thereby transforming whole Party thing compiling the works of Lenin into a private and family affair and acting as a monopolist and interpreter of public and private life and work of Lenin and his family, to anyone that the CC and never right to remain silent ... "

The document, of course, absurd. But on the other hand, is not itself a Krupskaya once launched the flywheel of the machine, giving the body of the party pre-emptive right in thinking. Ideal in its implementation was much more absurd than she could imagine.

From life Krupskaya gone somehow suddenly.

Yes, she was not young and a lot of hurt, but her death is a mystery. Perhaps the biggest mystery - it's what she was going to talk at the XVIII Congress of the Party. On his decision to speak to the delegates she shared with many colleagues. It is not excluded that this speech could be directed against Stalin. Morning of February 24, 1939 Krupskaya, as usual, worked, and a day to her friends arrived in Arkhangelsk - mark approaching seventieth birthday. The table was modest - ravioli, pudding. Krupskaya, drank a few sips of champagne. Old people remembered his youth, took some photos for memory. Krupskaya was gay and spoke animatedly with friends.

At 7 pm, she suddenly felt very bad. Call a doctor, but for some reason he came through three and a half hours. Of course, to get in the February twilight to the Archangel, took time. But not for three hours, especially considering the high status of the patient. The diagnosis put at once: "acute appendicitis, peritonitis, thrombosis. Was needed emergency surgery, but it somehow did not. Krupskaya died in terrible agony on 27 February and in March opened XVIII Congress of the Party.

 
  1. People and biographies — Women
  2. Photo: Coco ChanelCoco Chanel - she freed a woman from the XX century corsets and created a new silhouette freeing her body. Fashion designer Coco Chanel revolutionized the shape of a woman, she became an innovator and trendsetter, her ideas contrary to the…
  3. Photo: Astrid LindgrenAstrid Lindgren (1907-2002) swedish writer. Author of novels for children, "Pippi Longstocking - Long Stocking" (1945-1952), "The Kid and Carlson, who lives on the Roof" (1955-1968), "Rasmus-bum" (1956), "The Brothers Lionheart" (1979), "Ronia, the Robber′s Daughter" (1981), etc. Remember how the…
  Rating — 6586, Statistics of views today — 2

1. Женщины
  2. Фото: Коко ШанельКоко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…
  3. Фото: Королева ВикторияКоролева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…
  1. Женщины
  2. Фото: Коко ШанельКоко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…
  3. Фото: Королева ВикторияКоролева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…
  4. Фото: Мэрилин Монро (Норма Джин Бейкер Мортесен)Американская киноактриса 1950-х годов популярность которой сохраняется до сих пор. Самые знаменитые фильмы с её участием: "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Как выйти замуж за миллионера" и "Неприкаянные", а также другие. Имя Мэрилин давно стало нарицательным словом в определении…
  5. Фото: НефертитиНефертити, жена фараона Аменхотепа IV (или Эхнатона), жившая в конце XV века до нашей эры. Древний мастер Тутмес создал Изящные скульптурные портреты Нефертити, которые хранятся в музеях Египта и германии. Только в прошлом столетии ученые смогли понять, когда смогли расшифровать множество…
  6. Фото: Астрид Линдгрен(1907-2002) Шведская писательница. Автор повестей для детей "Пеппи - Длинный чулок" (1945-1952), "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981) и др. Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который…
  7. Фото: Валентина Владимировна ТерешковаВалентина Владимировна достаточно сильно оберегает свою личную жизнь и её близких, поэтому биографам и журналистам трудно писать о ней. Учитывая, что в последние годы она не встречается с журналистами и не участвует в литературных трудах посвященных ей. Видимо, такое отношение к…
  8. Фото: Маргарет ТэтчерПремьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970-1974 годах министр просвещения и науки. Пройдут годы, и образ "железной леди" обретёт новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века…
  9. Фото: АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА(1889-1966) Настоящая фамилия Горенко. Русская поэтесса. Автор многих поэтических сборников: "Чётки", "Бег времени"; трагического цикла стихов "Реквием" о жертвах репрессий 1930-х годов. Много писала о Пушкине. Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в…
  10. Фото: Фаина Георгиевна Раневская(1896-1984) Советская актриса, народная артистка СССР (1961). В театре служила с 1915 года. В 1949-1955 годах и с 1963 года играла в театре им. Моссовета. Её героини - Васса ("Васса Железнова" М. Горького), Берди ("Лисички" Л. Хелман), Люси Купер ("Дальше тишина"…
  11. Фото: Роза Люксембург(1871-1919) Деятель германского, польского и международного рабочего движения. Один из организаторов "Союза Спартака" и основателей коммунистической партии Германии (1918). В годы Первой мировой войны занимала интернационалистские позиции. Её путь в политику начинался в Варшаве, где революционные настроения были особенно сильны. Польша…
  12. Фото: Индира Ганди(1917-1984)Премьер-министр Индии в 1966-1977 годах и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после её раскола в 1978 году - председатель партии сторонников Ганди. Убита…
  13. Фото: Мария СтюартШотландская королева в 1542 (фактически с 1561 года) - 1567 годах, претендовала также на английский престол. Восстание шотландской кальвинистской знати вынудило её отречься от престола и бежать в Англию. По приказу английской королевы Елизаветы I была заключена в тюрьму. Замешанная в…

Надежда Константиновна Крупская

Фото - Надежда Константиновна Крупская
«Надежда Константиновна Крупская»

Жена вождя большевиков В.И. Ленина. Член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" с 1898 года. Секретарь редакции газет "Искра", "Вперёд", "Пролетарий", "Социал-демократ". Участница революций 1905-1907 годов и Октябрьской революции. С 1917 года член коллегии, с 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 года председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Депутат Верховного совета с 1937 года. Имеет труды по педагогике, истории КПСС.

Кто бы вспомнил сегодня эту женщину, не будь она женой "вождя мирового пролетариата", человека, перевернувшего все течение XX века? Но в том-то и дело, что она не могла не быть его женой. И если бывают странные, нелепые человеческие предназначения, то Надежде Константиновне суждено было стать тенью, неотступной, необходимой тенью жестокого разрушителя мира. Их могло быть только двое - Он и Она, как от века, от сотворения повелось на Земле. Они могли зачать новый род, могли созидать, но они своими руками подготовили дьявольскую лабораторию катастрофы - Он и Она.

Жизнеописания Надежды Константиновны мало похожи на человеческую биографию. И дело не только в советских биографах. Даже в воспоминаниях её подруг редко проскальзывают тёплые, с изюминкой, нестандартные детали, нет никаких интересных случаев. Все ровно, скучно, спокойно. А ведь она прожила большую и, казалось бы, полную неожиданностей жизнь. Но... сплошь и рядом читаем: "Была спокойна", "ничем не выдала своих чувств", "молчала, и никто не видел ни слезинки". Словно речь идёт о роботе.

Многие отмечают внешнюю непривлекательность Надежды Константиновны, но присмотритесь к её юношеским фотографиям - ничего отталкивающего в них нет, а если вы прибавите к портрету и её статность, хорошую кожу и роскошную косу, то и вовсе вроде бы не стоило печалиться о внешности.

Фото - Надежда Константиновна Крупская
«Надежда Константиновна Крупская»

Однако даже её мать чрезвычайно сожалела о будущем некрасивой дочери. А может, дело было в другом, в том неуловимом женском обаянии, при котором и дурнушка кажется богиней? Скорее всего эта аура женской привлекательности напрочь отсутствовала у нашей героини. Хотя, казалось бы, с чего Бог так обидел Крупскую?

Надежда Константиновна выросла в простой, небогатой семье. Отец, неудачник, увлекавшийся к тому же революционно-демократическими идеями, состояния вдове и дочери не оставил, но любовью и заботой девочка никогда не была обделена. Училась в хорошей школе, нужды особенной не знала, пользовалась относительной свободой. Мать Елизавета Васильевна, хлопотливая хозяйка, была крайне набожна, но, почувствовав, что Надя не склонна к религии, дочку не переубеждала. Молилась только о том, чтобы личная жизнь девушки сложилась удачно, и готова была к любому жениху, лишь бы любил и берег её дочь.

Надя же о мужчинах думала мало. Она заканчивает престижные Бестужевские курсы и поступает работать в вечернюю школу для рабочих. Внимательно изучает марксизм, для чего даже вызубрила немецкий язык. "Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала жизнь". И это были не просто слова, сказанные из идейных соображений. Чувства по сравнению с её целью казались мелкими и никчёмными. Она становилась фанаткой, а плоть в таких случаях лишь отягощает, поэтому никаких комплексов, страданий от недостатка личной жизни Надежда Константиновна не ощущала.

Ульянова она увидела в своей школе. Видимо, он поразил её решительностью и безапелляционностью суждений. Он с первых дней вёл себя как вождь, лидер. Надежда Константиновна, встретив однажды Ульянова в публичной библиотеке, не захотела терять такой великолепный шанс познакомиться и дождалась, когда же он отправится домой.

Фото - Надежда Константиновна Крупская
«Надежда Константиновна Крупская»

Всю дорогу они говорили об общем деле. Надо сказать, что Крупская была достаточно образована и умна и, когда хотела, могла заинтересовать к себе человека. Ильич не отказался от приглашений девушки и в следующее воскресенье заглянул "на огонёк" к Крупским.

Можно предположить, как обрадовалась Елизавета Васильевна за дочь. Приятный молодой человек из хорошей семьи. Правда, брат замешан в покушении на царя, зато отец - инспектор училищ в Симбирске. Мать Надежды постаралась сделать всё, что было в её силах - лаской и пирогами привечала она потенциального жениха.

Когда Владимир Ильич уже из тюрьмы прислал Крупской предложение стать его женой, Надежда Константиновна ответила: "Что ж, женой так женой". Она знала, что уже никогда не расстанется со своим "богом", но теперь она получила законное право быть вечно с ним рядом.

Любила ли она его? Да, если любовью можно назвать несокрушимую верность и проникновенное понимание. Не следует думать, будто в трудах Ленина "нет Надежды Константиновны", она умела мудро и незаметно направить его руку, сделав вид, что она лишь помогает вождю. Ильич не терпел возражений, но она и не имела обыкновения возражать, мягко, исподволь она заставляла прислушиваться к себе. Один из соратников Ленина Г.И. Петровский вспоминал: "Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича. Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Но Надежда Константиновна подмечала "погрешности" и в его речи, чрезмерное увлечение чем-нибудь... Когда Надежда Константиновна выступала со своими замечаниями, Владимир Ильич посмеивался и затылок почёсывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает". Не правда ли, симпатичная картинка, больше похожая на хорошо срежиссированную сцену? "Милые бранятся - только тешатся".

Фото - Надежда Константиновна Крупская
«Надежда Константиновна Крупская»

Нет, Крупская не была ни "наседкой", ни "душечкой". Ей не нужно было славы, дешёвых утверждений, её Галатеей стал Владимир Ильич, и она удачно справилась с ролью Пигмалиона.

О любви к Инессе Арманд ходит много слухов. Сейчас документально доказано, что вождь был неравнодушен к этой революционной красавице. Но нигде мы не найдём свидетельств об отношении к Арманд нашей героини. Только равнодушная озабоченность её здоровьем, вежливая заинтересованность судьбой дочери соперницы присутствует в её письмах к Арманд. Втроём в пломбированном вагоне они возвращались в феврале 1917 года в Россию. Говорили, будто Надежда Константиновна, видя муки Ленина, предложила ему разойтись, чтобы освободить его для любимой Инессы. Мудрая женщина - ничего не скажешь. А может, просто знала - ей ничего не угрожает. Чувства чувствами, от их взрыва самый бронированный человек не застрахован, а спайка двух сообщников всё же сильнее. Недаром в последние годы жизни Ленин ни на шаг не отпускал от себя преданную подругу. В 1919 году Крупская просится у мужа остаться поработать на Урале и получает письмо: "...и как ты могла придумать такое? Остаться на Урале?! Прости, но я был потрясён".

Многочисленные труды Надежды Константиновны по педагогике сегодня имеют только историческое значение для тех, кто интересуется взглядами большевиков на проблему воспитания детей. Подлинное же значение Крупской - в работах Ленина, её кумира и соратника. Она пережила своего "бога" на 15 лет, но это была уже не жизнь, для неё, стального борца революции, деятельной женщины, привыкшей к напряжённой работе. Сталин ещё при больном Ленине постарался "убрать старуху" с политической сцены. Он устроил ей скандал, когда она отказалась изолировать мужа от управления страной. Тогда ему пришлось извиниться, скрипя зубами от злости.

Фото - Надежда Константиновна Крупская
«Надежда Константиновна Крупская»

Зато, когда вождь умер, Сталин вступил с Крупской в яростную борьбу. Он не собирался с кем бы то ни было делить власть, тем более с вдовой Ленина.

Начались мелкие склоки нового вождя с Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. Надежда Константиновна оказалась в трагическом положении - с одной стороны, труп, мумия мужа, которого она умоляла похоронить, с другой стороны, умилительная биография, изготовленная по указу Сталина. Она теперь ни на что не имела право. Можно только представить её безвыходное положение, когда в течение пятнадцати лет она жила с мыслью, что тело её близкого человека не нашло достойного упокоения, а сама она никогда не будет похоронена рядом с ним.

В 1938 году писательница М. Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки её романа о Ленине "Билет по истории". Надежда Константиновна ответила автору подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии. Приведём любопытный отрывок из постановления Политбюро:

"Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), за спиной ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал..."

Документ, конечно, абсурдный.

Но с другой стороны, не сама ли Надежда Константиновна когда-то запустила маховик этой машины, отдав органам партии преимущественное право на мыслительную деятельность. Идеал в его реализации оказался гораздо нелепее, чем она могла предположить.

Из жизни Крупская ушла как-то внезапно. Да, она была уже немолода и много болела, но в смерти её есть тайна. Пожалуй, самая большая загадка - это то, о чём она собиралась говорить на XVIII съезде партии. О своём решении выступать перед делегатами она делилась со многими соратниками. Не исключено, что эта речь могла быть направлена и против Сталина. Утром 24 февраля 1939 года Надежда Константиновна, как обычно, работала, а днём к ней в Архангельское приехали друзья - отметить приближающееся семидесятилетие. Стол был скромный - пельмени, кисель. Крупская выпила несколько глотков шампанского. Старики вспоминали свою молодость, сделали несколько фотоснимков на память. Надежда Константиновна была весела и оживлённо беседовала с друзьями.

В 7 часов вечера она внезапно почувствовала себя очень плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с половиной часа. Конечно, чтобы добраться в февральские сумерки до Архангельского, требовалось время. Но не три часа, особенно если учесть высокий статус больной. Диагноз поставили сразу: "острый аппендицит-перитонит-тромбоз". Необходима была срочная операция, но её почему-то не сделали. Надежда Константиновна умерла в страшных муках 27 февраля, а в марте открылся XVIII съезд партии.

 
  1. Люди и биографий — Женщины
  2. Фото: Коко ШанельКоко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…
  3. Фото: Королева ВикторияКоролева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…
  Рейтинг — 14247, Статистика просмотров сегодня — 9